Первая стадия работы — нахождение основных отношений. Определяются светотеневые отношения основных объектов натуры: светлота фона к светлоте поверхности предметов и их самих друг к другу. Сначала наносится общий тон предметов постановки. Если эти общие отношения взять неверно, то ни точность рисунка, ни дальнейшая проработка светотенью объемной формы отдельных предметов не сделает изображение правдивым, впечатление материальности и пространства будет отсутствовать. Работу нужно вести от теней к свету, причем теневые места наносить по возможности тонким и прозрачным слоем краски, а свет ле¬пить сравнительно густой краской, более плотным слоем, более четкими мазками.
В живописи техникой гризайль покрывать тени, полутени, рефлексы лучше всего сразу мазками краски, соответствующей нужному тону (желательно без многократной повторной прописки), а направление мазков должно идти по движению формы. Если, например, на предмет цилиндрической формы наносить мазки во всевозможных случайных направлениях, это не будет способствовать передаче круглой поверхности данного предмета.
Изображая с натуры, мы должны следить за отношениями предметов не только по силе тона, но и по четкости, контраст-ности границ поверхностей предметов. Заметность контура каждого предмета на всем своем протяжении разная: левая освещен¬ная грань какого-то предмета может быть близка по силе света к фону. Граница правой грани этого предмета почти слилась по тону с фоном, верхний его край резко выделяется на фоне.
Кроме передачи правильных тоновых отношений между основными предметами и их поверхностями, надо тщательно вылепить светотенью объемную форму каждого предмета. На шаровой и цилиндрической форме гипсовых предметов (идя от света к тени) каждый новый миллиметр поверхности постепенно утемняется, причем самое темное место собственной тени будет находиться не на границе предмета с теневой стороны, а несколько отступая от нее. Справа у контура собственная тень высветляется рефлексом.
Особенность светотеневых градаций предметов, ограниченных плоскостями (призма, куб и т. п.), заключается в том, что
каждая плоскость имеет свой определенный тон, отличный от тонов других плоскостей. Объем таких предметов — это пространство, ограниченное со всех сторон плоскостями. Плоскости, повернутые к свету, ярче освещены, чем плоскости, на которые па¬дает скользящий свет. Этот принцип лепки формы плоскостями разного тона относится как к большим массам, так и к мелким формам. На границе светлой и темной поверхностей, в силу краевого контраста, светлая поверхность будет выглядеть немного светлее, а теневая — темнее.
При решении тонального изображения необходимо учитывать удаленность предметов от рисующего. Если поставим ряд одинаковых предметов на разном расстоянии от рисующего, то убедимся, что ближайшие предметы, заметность их деталей и фактура материала будут восприниматься более четко. По мере удаления эти качества становятся менее заметными. Объекты на дальних планах смотрятся более плоско и силуэтно. Контрасты света и тени на переднем плане читаются четче, сильнее, чем вдали. Все это надо учитывать при рисовании многоплановых натюрмортов и интерьера, когда надо решать глубокие пространственные планы.
После того как объемная форма предметов будет тщательно проработана, необходимо перейти к обобщению. В процессе изображения каждого предмета мы могли увлечься отдельными деталями и сделать их слишком четкими и заметными по контрасту светотени. По этой причине предметы второго плана могут зрительно вырываться на передний план. Чтобы привести всю группу предметов в единое целое, надо смотреть на все одновременно, воспринимать цельно, оценивая в этот момент силу каждого участка света и тени по отношению-ко всему остальному. Сохранение целостного впечатления от всей группы предметов — основное условие реалистического изображения.
Для первоначальных работ акварелью надо составлять постановку из небольшого количества предметов (трех — пяти) с довольно контрастными цветовыми и тональными отношениями, то есть из предметов, разных по насыщенности цвета и тона, несложных по форме. Переходить к более сложным натурным постановкам, не достигнув желаемого результата в простых постановках, не следует. Живопись требует систематических упражнений, которые должны постепенно усложняться.
Передунобой работой, рассчитанной на длительный срок, следует выполнять предварительный краткосрочный этюд, в котором надо найти композицию и цветовое решение основных живописных пятен. Такой этюд поможет найти композицию изображаемой натуры на большом формате холста или бумаги и в процессе работы будет являться примером свежести передачи
первого впечатления от натуры, ее характерных цветовых отношений.
Керамический сосуд, входящий в постановку, имеет гладкую блестящую поверхность и, следовательно, ясно выраженный блик. Все предметы расположены на столе, на светло-сером фоне стены и драпировки. На фруктах видны хорошо обозначенные собственные, падающие тени и полутени. На керамическом сосуде заметны теплые и холодные рефлексы.
По рисунку такой натюрморт не представляет особых трудностей, но по живописной задаче сложен, потому что передача материальности фруктов требует большей точности в соблюдении цветовых отношений. Все тончайшие цветовые различия должны быть подмечены в натуре и переданы в изображении. Помимо световых и цветовых градаций на объемной форме каждого предмета необходимо передать их тональные и цветовые отношения между собой, фоном и плоскостью, на которой они находятся.
В длительной работе акварелью начинающему живописцу не следует сразу перегружать бумагу краской, брать во всю силу темные места. Лучшим способом ведения этюда акварелью в качестве начального упражнения можно считать постепенное про¬движение от более светлых слоев к более темным до полного их звучания, т. е. все предметы покрывают сначала слабыми, но верными по цветовым отношениям пятнами, оставляя светлые части предметов (блики) незакрашенными.
Прежде чем писать, надо разобраться в характере цветовых отношений натуры. Все это должно быть изучено и понято до начала работы. При этом не следует рассматривать натуру при очень большом удалении от нее, так как при этом плохо воспринимаются на форме предметов градации светотени и цвета. Удачный выбор точки зрения на предмет позволяет увидеть наиболее характерное в строении формы и обеспечить его полноценное живописное изображение.
Рассматривая натюрморт, нетрудно убедиться, что самым светлым местом в постановке будут блики, фрукты, кувшин и ткань на столе по цвету насыщенней всех других объектов.
Окраска поверхности стола, драпировок и фона нейтральна, менее насыщенна.Уже в первоначальной прокладке красок надо соблюдать пропорциональность этих отношений. Акварельные краски после высыхания высветляются, поэтому их можно брать интенсивнее по цвету и плотнее.
Работая акварелью, надо стараться вначале не закрашивать те части рисунка, которые должны в конечном результате вы-глядеть светлыми. Первоначально прописывают теневые и плотные цветные поверхности предметов. В нашей постановке к ним относятся фрукты и драпировка на столе. Если начать работу с менее насыщенных объектов, например поверхности стола, фона, то можно так преувеличить их цветность, что после окажется невозможным подобрать насыщенные цвета других предметов, передать правильные цветовые отношения.
По мере накопления опыта необходимые тона можно брать в один или два приема, не применяя многократную повторную прописку, так как, чем большее количество слоев краски проложено по бумаге, тем менее прозрачным будет цвет предметов, одновременно увеличится и возможность появления излишней жесткости и глухоты изображения. Когда цвета взяты сразу и близко к их полному звучанию, легче угадать соседние тона. Кроме того, сразу положенные в полную силу цвета гораздо вернее передают первое, непосредственное впечатление от натуры.
Прорабатывая объемную форму каждого предмета, надо внимательно следить за изменениями его окраски в зависимости от изменений светотени. Коричневый сосуд имеет разные оттенки на свету и в полутени. Рефлексы от фона, возможно, уже не коричневые, а фиолетовые. Кроме того, в тени на фруктах име¬ются рефлексы, которые различаются между собой и по свет¬лоте, и по оттенку цвета.
Напоминаем, что надо писать все предметы одновременно, сравнивая их по светлоте, цвету и насыщенности цвета. При этом надо стараться смотреть на предметы не поочередно, а на всю группу в целом. Взять отношения двух рядом лежащих предметов нетрудно. Но если перед нами натюрморт из десяти предметов, то цвет каждого предмета необходимо сравнивать с каждым другим в отдельности и со всеми вместе. Это как в оркестре. Оркестр — это ансамбль группы инструментов, но дирижер слышит все инструменты в этом ансамбле одновременно. Также и в живописи — только цельность восприятия позволит правильно определить цветовые отношения группы предметов.
Прорабатывая объемную форму каждого предмета, необходимо внимательно следить за наличием теплых и холодных оттенков на его поверхности. При этом особенно важно не упускать из вида общую тоновую и цветовую гамму (колористическое единство всех красок), без которой невозможно правильно изображать натурную постановку в условиях определенного освещения.
При изображении бликов на предметах нельзя ограничивать-ся передачей только их светлоты, забывая об их цветовых оттенках. Цвет блика зависит от цвета, падающего на предмет света и контрастного взаимодействия: он будет контрастным (дополнительным) цвету поверхности, на которой лежит.
Так как светлота и цветовой оттенок каждого предмета в от-дельности зависят от светлоты и цвета окружающих предметов и фона, то цвет предмета нельзя правильно нанести до тех пор, пока не будет написано его окружение. Если мы исправляем цвет одного предмета, этим самым мы изменяем одновременно и соседние с ним участки. При усилении теней свет становится ярче. Если мы утемняем фон, то четче выделяется свет на предметах, но теряется контрастность теней.
Каждое пятно краски, каждый мазок необходимо класть по рисунку согласно поверхности, которая ограничивает предмет. Цвет в изображении может иметь смысл только в том случае, если воспринимается не как краска, а как бы перевоплощается в материал, лепит объем, создает пространство и состояние освещенности.
Внимание должно быть обращено также на передачу пространства между предметами переднего и заднего планов. В натюрморте предметы расположены на различных расстояниях друг от друга. Ближайшие предметы кажутся ярче, рисунок их определеннее и отчетливее по сравнению с дальними. Поэтому ближайшие к нам предметы изображаются в более определенных контурах и красках, чем расположенные на втором плане. Контуры последних как бы сливаются с фоном, благодаря чему достигается впечатление пространства: одни предметы лежат ближе к нам, другие — дальше. Если не смягчить краски дальних предметов, то последние будут «выпирать» на передний план. Влияние воздушной перспективы при изображении натюрморта не всегда легко подметить в натуре; тем не менее надо помнить о ней и уметь «удалять» на рисунке один предмет, «приближать» другой. Ослабление и усиление цвета предметов на разных планах делается следующим образом: совершенно чистой кистью (смоченной водой) смягчают краски и контур того предмета, который должен отойти вглубь. Если же задние предметы написаны в слабых тонах и дальнейшее ослабление их красок нежелательно, то можно «приблизить» предметы переднего плана, усилив их яркость и подчеркнув определеннее их контуры.
Мастерство акварельной живописи достигается не только правильной передачей объемной формы и материала предметов, но и техникой исполнения. Отдельный мазок краски, положенный на бумаге, может быть сочным или сухим, в зависимости от технического приема исполнения. Если краска разведена с достаточным количеством воды и кисть хорошо впитала в себя краску, то на бумаге всегда получается сочный мазок. Если кисть недостаточно пропитана жидкой краской, то в порах бумаги остаются белые сухие пятнышки, работа производит впечатление «сухого» изображения.
Техника «сочного» письма дает возможность вернее передать материал предмета и сделать прозрачными глубокие теневые места. Самый лучший результат получается, если при работе применяются оба способа письма: все теневые места и рефлексы лучше писать только «сочным» способом, а света и полутени — «сухим». «Сочная» прокладка должна преобладать над «сухой».
Освещенные места предметов имеют более четкие контуры. В тени и на дальних планах тоновые и цветовые контрасты слабее,
формы не имеют резких очертаний. Изображение предметов в тени и на задних планах должно решаться более обобщенно. При этом лучше всего применять технику письма по сырому. Перед работой бумагу равномерно смачивают чистой водой при помощи ваты, мягкой тряпочки или большой кисти. Через две-три минуты, когда вода впитается в бумагу и немного просохнет, можно начинать работу акварелью. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные и нежные переходы. Если какое-то место необходимо подчеркнуть, надо дать бумаге высохнуть и проложить мазки нужной силы или «сухой» кистью усилить те места, которые требуют четких цветовых границ.
Работа по сырому позволяет добиться свежести и мягкости изображения, передачи пространственности.
При работе акварельными красками не следует «зализывать» переходы светотени. Некоторое разграничение переходов света, полутени, тени дает ту живописную игру, которая делает изображение «акварельным».
Сильно увлажненное пятно краски на сухой бумаге может образовать при высыхании слишком резкий контур. Поэтому края таких пятен надо смягчить, пока они не успели высохнуть.
Если этюд не удался, появилась грязь и жухлость тонов, на любом этапе работы краску можно смыть, пользуясь большой кистью,, натуральной губкой или ватой. После просушки можно вести работу заново. Смывать можно только на хорошей плотной бумаге, предназначенной для акварели (ватман), натянутой на подрамник или стиратор. Очень влажная бумага обычно набухает, горбится, но при высыхании натягивается, поверхность ее становится удобной для работы кистью.
Первоначальные учебные работы, выполняемые акварельными красками, всегда будут получаться излишне «засушенными», с непрозрачными, сухими и грязными мазками. Эти недостатки на первоначальном этапе обучения естественны, и их не следует бояться. Надо помнить о том, что все без исключения художники, прежде чем достигнуть легкости и виртуозности, прошли путь кропотливой, серьезной и длительной учебы. Вообще подлинное мастерство чаще отличается сдержанностью и целесообразным использованием красок. Когда о картине говорят: «Как удивительно верно!» или «Какая прекрасная природа!», для серьезного художника это значительно похвальнее, чем когда восклицают: «Как это смело написано!» Всякого рода «шикарные мазки», «поющие линии» никогда не были целью настоящих художников. Глубина содержания, простота и ясность формы — вот, что ценно в живописи.
Практические советы для начинающего художника,если хочешь правильно научиться рисовать,тогда подготовь сначала основу!
1.Прежде чем писать на бумаге, рекомендуется пробами определить ее свойства: хорошо ли ложатся краски, отмываются ли они,
допускает ли бумага различные поправки, подчистки и т. п.
Бумага должна быть приклеена к жесткой основе, так как получить хорошие результаты на волнистой, деформирующейся от влаги бумаге невозможно.
Перед работой лицевая сторона бумаги должна быть хорошо смочена чистой водой не менее двух раз с помощью ваты или кисти; второй раз — после того как она высохнет от предыдущего смачивания.
2.Наклейка бумаги на планшет. Доску вытирают начисто. Бумагу, предназначенную для наклейки, кладут лицевой
стороной вниз, и края в виде полей шириной 2—3 см слегка загибают вверх. Поверхность бумаги смачивают с помощью ваты,
не смачивая, однако, полей. Быстро намазывают поля клеем. Перевернув бумагу лицевой стороной вверх, смачивают эту сторону
водой, не смачивая полей, и приглаживают поля тряпкой. Бумагу равномерно натягивают пальцами к противоположным краям; эта
процедура растянет влажную бумагу, и по высыхании она станет ровной, волнистость исчезнет.
Наклейка бумаги на картон.
Бумагу, на которой предполагается рисовать или писать, наклеивают на картон целиком. По мере высыхания бумаги, разбухшей от намазанного на нее клея, картон загибается в сторону бумаги и после окончательного высыхания остается изогнутым. Для устранения этого явления применяют следующее: 1) на оборотную сторону картона наклеивают такой же лист бумаги; если после высыхания картон все же остался несколько изогнутым, на оборотную сторону наклеивают еще один, более тонкий лист бумаги; 2) перед наклеиванием бумаги оборотную сторону картона обильно и равномерно смачивают водой до появления нескольких влажных пятен на лицевой стороне. После того как картон выгнется, намазывают бумагу клеем и приклеивают ее к лицевой стороне картона.
Наклейка бумаги на материю. В качестве основы могут применяться любые льняные и хлопчатобумажные ткани. Предварительно с лицевой стороны материала удаляют бугорки, проплетины и узелки. Порядок процедур следующий: 1) растягивают материю на гладкой доске и прибивают по краям гвоздями (примерно на расстоянии 2 см от краев); 2) смачивают материю водой, но не слишком обильно, чтобы пропитались все волокна; 3) после просушки материю перетягивают и смачивают довольно густым крахмальным клейстером; 4) смазывают клейстером обо-ротную сторону наклеиваемой бумаги, накладывают ее на материю и хорошо разглаживают; 5) гвозди вынимают только после общей просушки. Толстую бумагу, например ватман, перед намазыванием клеем обильно смачивают водой с обеих сторон, после чего удаляют чистой тряпкой излишки влаги.
3.Смешивать краски лучше всего на белом фоне фарфора или эмали.
4.Как правило, сначала наносят краски светлых тонов, затем более темных; сначала жидкие, затем более густые. Для получения хорошей акварели нужно писать сочно, то есть с большим количеством воды.
Перед окраской участка, небольшая часть которого должна остаться белой, ее можно покрыть с помощью кисти резиновым клеем.
При покрытии однородным цветом больших площадей нужно в стакане с водой размешать краску, дать ей отстояться 5—10 мин и затем профильтровать через чистую белую тряпку в новый стакан; кисть следует наполнять краской, касаясь лишь поверхности «раствора», воду не взбалтывать, тем более кистью не касаться дна. Закрашивать бумагу нужно в наклонном ее положении, и собирающуюся снизу жидкость спускать кистью вертикальными, а не горизонтальными движениями; лучше всего окрашивать два раза, 2-й раз — в обратном направлении. Если краска очень быстро осаждается на дно стакана, «раствор» взбалтывают каждый раз перед использованием его (но другой кистью) и дают ему отстояться в течение 15 сек. Очень хорошими красками для покрытия больших по площади участков светлыми тонами являются чай, крепкий настой которого дает желтовато-коричневый цвет; кофе (натуральный), дающий цвет сепии; луковая шелуха (отвар наружной шелухи репчатого лука) дает красивую желтую окраску; аптекарские препараты, хорошо растворяющиеся в воде: красный стрептоцид, риванол, акрихин, марганцовокислый калий, бриллиантгрюн (возможно смешение растворов).
5.Перед окраской цвет и тон должны быть проверены на об¬резке бумаги того же качества и также предварительно смочен¬ном, как и бумага, на которой выполняется оригинал.
6.Если высохшую на бумаге краску нужно смыть, это место смачивают чистой водой и кончиком кисти отмывают, после чего прикладывают белую пропускную или фильтровальную бумагу. Процедуру повторяют несколько раз. До полной белизны краску на бумаге отмыть нельзя, а если это необходимо, то прибегают после отмывки к обесцвечиванию хлорной водой. В некоторых случаях пропускную бумагу целесообразно туго свернуть трубочкой в виде растушевки. Краску с больших поверхностей смывают при помощи губки или мыльной водой, которую надо затем быстро удалить.
7.Для придания краскам на бумаге нежного тона акварельный рисунок протирают хлебом, благодаря чему удаляют поверхностные слои красок. Хлеб берут белый, без жирных приправ, и немного подсохший, черствый, рассыпают крошками и легко раскатывают их ладонью. Долго проделывать эту процедуру не рекомендуется во избежание передачи бумаге влаги, содержащейся в хлебе. Если акварельная раскраска представляет собой покрытие
только сравнительно светлыми красками, то можно для той же цели прибегнуть к промывке всего изображения непрерывной струей воды; после промывки приступают к изображению более темными и густыми красками.
8.Тонкие белые блики можно проводить в акварельных работах белой гуашью или проскребать острым ножом.
Для получения большей интенсивности в темных местах их можно покрыть прозрачным лаком или натуральным гуммиарабиком (но не конторским клеем!).
9.Лучшие для акварельных работ кисти — колонковые. После
работы их рекомендуется отмывать мылом( а время от времени — раствором питьевой соды.