Русская художественная педагогика считает, что изобразительная деятельность детей основывается на тех же правилах и законах, что и изобразительное искусство вообще. Предметом отражения ее является окружающая действительность, на основе изучения которой развивается творческое воображение и художественный замысел. Творческие возможности находятся в прямой зависимости от богатства прежнего жизненного опыта и зрительной наблюдательности, потому что именно они представляют материал, из которого рождается творческий замысел. Чем богаче опыт человека, тем большим материалом располагает творческое воображение. Бедность опыта ребенка определяет и бедность творческой фантазии. Поэтому дети и не могут создавать произведения изобразительного искусства. Только лишь по мере расширения их жизненного опыта и приобретения грамоты рисунка и живописи создается прочная основа для творческой деятельности.
Связь творческих возможностей с прошлым опытом познания окружающей действительности подчеркивал еще великий русский педагог К. Д. Ушинский, отмечая, что воображение наше решительно не может создавать что-нибудь совершенно новое, чего не было в нашей памяти. Глубина познания действительности, первоначальное накопление образов предметов и явлений являются основой художественного творчества.
Начинающие художники в процессе обучения должны освоить опыт художественной деятельности, накопленный предшествующими поколениями и закрепленный в произведениях изобразительного искусства, а также в правилах и законах профессионального реалистического мастерства, с помощью которых создаются художественные произведения. Без них невозможно выразить творческий замысел в изобразительной форме. Не освоив на занятиях под руководством педагога необходимых изобразительных знаний, навыков, умений, любой начинающий рисовальщик оказывается беспомощным и рисует не то, что задумал, а то, что получается. Это вызывает все усиливающуюся с возрастом скованность, неудовлетворенность собой.
Иногда вместо искреннего желания передать образ действительности во всем богатстве его живописно-пластической выразительности, художник прикрывается умозрительными поисками своего «оригинального индивидуального творческого лица». Но эти поиски почему-то уходят в сторону условностей и стилизации в трактовке реальных форм. Это часто приводит таких художников к механическому подражанию формам искусства прошлого, к эклектичности, к отрыву от правды жизненных ощущений.
Подлинный индивидуальный характер любого художественного произведения не может быть достигнут никакими формальными выдумками, внешней «остротой» композиции, никакими попытками «перекинуть мост» в другие эпохи — к раннему Ренессансу, готике, примитивам и т. д. Подлинная и несомненная индивидуальность и оригинальность произведения — в идее, замысле, умелом, полном решении их всеми могучими средствами реалистической живописи.
Объектом искания художника не только может, но и должно быть содержание, острота и глубина образного раскрытия, психологическая выразительность. Однако некоторые студенты порой перестают думать об этих главных задачах художника. Им кажется, что самое главное — это «самовыразиться», а если нет этого «самовыражения», то нет и самого искусства. Увлечение самовыражением может принести только вред. Надо не «самовыражаться», а воспринимать окружающую жизнь во всей ее полноте и противоречивости и стараться так овладеть мастерством, чтобы свои мысли и чувства довести до сердца зрителя. «Самовыраженцы» — это, как правило, люди, плохо знающие жизнь и неизлечимо глухие к требованиям реалистической школы — это фактически не учащиеся, и думается, не художники в будущем, ибо они обречены на творческое бесплодие.
Подлинное новаторство рождается в результате глубокого овладения традициями реалистической школы. Между традицией и новаторством — диалектические отношения. Традиция
подготавливает новаторство, заключает в себе необходимость следующего шага. Развивая художественное наследие, искусство движется вперед. Соотношение традиций и новаторства можно сравнить с единством корней, листьев и плодов. Новое рождается на основе профессиональной культуры, созданной многими поколениями художников. Все проявления индивидуальности возможны только на основе грамотности, профессионализма как такового.
Разнообразные отклонения от реалистического понимания формы (примитивность композиции; плоский, взятый вне отношений, выкрашенный цвет; плохо нарисованные фигуры) иногда объясняют национальными особенностями восприятия художника. Но, какими бы ни были эти особенности «национального восприятия», бесспорно одно основное положение: все претендующие на статус художника обязаны обладать высоким уровнем профессиональной грамотности. К сожалению, эту нерушимую основу иногда приносят в жертву нарочитым исканиям ложно понятой национальной формы. Национальная форма определяется, прежде всего, содержанием, тематикой произведения, наличием специфических композиционных приемов. Но в основе всего и всегда должны лежать объективно существующая окружающая жизнь, натура и единые, всеобщие законы изобразительного мастерства, в том числе в живописи. В любом другом случае возникает стилизация, эклектика, декоративный эффект, примитив. Живое изобразительное начало утрачивается.
Итак, профессиональная реалистическая школа заключается в целенаправленном и разностороннем изучении и познании законов окружающего мира средствами рисунка и живописи. Рисунок и живопись с натуры являются обязательными составными элементами реалистической профессиональной школы изобразительного искусства. Только путем постоянной практики в живописи с натуры развивается чувствительность глаза к многообразию светлотных и цветовых градаций, что позволяет художнику превращать цвет, заключенный в краске, в выразительное средство живописи. В процессе натурного изображения в памяти накапливается существенный запас впечатлений от натуры, который проявляется в творческой нрактике как опыт зрительного восприятия. При создании творческих произведений художник обращается именно к этому ранее накопленному опыту. Продумывая композиционное решение, художник исходит из той суммы образов и впечатлений, которые ему дали жизненные наблюдения и пряхтика работы с натуры. Эмоциональные переживания, полученные от встречи с природой, являются необходимым условием образно-колористического решения картины. От этого опыта и уровня профессионального мастерства зависит потенциал художественного мышления и успех в творческой работе.
Художник, овладев мастерством натурного изображения, ставит перед собой уже более сложные, творческие задачи, но и тогда он не отказывается от предметно-исследовательского отношения к натуре. Такое единство исследовательского и художественно-эмоционального освоения действительности является необходимым для художественного творчества. Кроме рисования с натуры, необходимо рисовать по памяти, представлению, воображению, настойчиво развивать пластическое и пространственное воображение, преодолевать внутреннюю скованность, добиваться творческой раскрепощенности и свободы выполнения изображения, т. е. мастерства.
Работа с натуры имеет еще один важный аспект. Чувство прекрасного пробуждается при общении с природой. Наше зрительное восприятие отражает не просто образ объекта. Восприятие, схватывая общий облик предмета или явления и давая представление о воспринимаемом объекте, одновременно способствует его эмоциональному воздействию. Еще в детстве человек начинает чувствовать прелесть окружающей природы и его наполняет бессознательное чувство радости жизни, в нем пробуждается эстетическое чувство, которое в дальнейшем ассоциативно возникает в соприкосновении с искусством.
Изображая натуру, художник раскрывает и ее чувственно-эмоциональную значимость. Путь художника, ведущий к раскрытию эмоциональной значимости объекта, начинается с того, что в первую очередь он тщательнейшим образом изучает существенные стороны изображаемого предмета. Пройдя такой путь изучения натуры, художник стремится свой восторг и духовный подъем выразить формой, правдивым цветом, живописной гармонией. Если художник потеряет контакт с природой, перестанет писать натуру, его ждет оскудение творческой энергии, растрата художественных способностей.
«...Для того чтобы иметь право создавать «музыку для глаз», надо в совершенстве изучать ту, которая звучит в природе: музыку цвета, света, пространства и т. д. Художник, который не изучил натуру, никогда не сможет овладеть тем языком, на котором он должен говорить, никогда не услышит музыки цвета и не станет художником, так же как глухой не станет музыкантом»1.
Видный советский живописец Д. К. Мочальский говорил своим ученикам: «Чтобы освободиться от законов и правил, надо прежде всего познать их, этому учат самые древние трактаты. Только поднявшись вверх по лестнице мастерства — оттуда, сверху можно открыть подлинный мир красоты и свершений, ибо порогу мастерства соответствует порог мышления. ...Никакое «сверхзнание» приемов не может и не должно стать для художника самоцелью, не может заменить мысль и чувство, так же
как невозможно скрыть и оправдать слабость рисунка, его невыразительность, схематизм в передаче человека, профессиональную беспомощность»'.
Данный учебник посвящен, главным образом, живописной грамоте. В книге представлены правила и законы живописного изображения натуры, ее объемных, материальных и пространственных качеств, построения правдивого эмоционально-действенного колорита на примере изображения учебного натюрморта, пейзажа, головы и фигуры человека.
Все задания и упражнения, предлагаемые в книге, представляют собой не просто свод тренировочных упражнений, обязательных для приобретения профессиональных навыков, это путь в настоящее искусство живописи, в мир художественных образов, путь к умению видеть окружающую жизнь глазами художника-живописца2.
Учебник написан с учетом задач, указанных в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, где высказано требование «расширить подготовку учителей... на специальных факультетах высших учебных заведений, обеспечить преподавание предметов эстетического цикла во всех классах квалифицированными специалистами», чтобы добиться «значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся, ... умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы».'
Школьному учителю предстоит обучать творческой деятельности своих учеников. Для этих целей необходимо хорошо знать теорию и методику изобразительного искусства, уметь грамотно объяснять правила живописного мастерства. Вот почему в учебнике наряду с практическими рекомендациями по методике выполнения учебных заданий значительное внимание уделено вопросам теории живописи. Кроме того, овладение вопросами теории живописного мастерства даст возможность успешно освоить практическое выполнение колористических и пространственно-пластических задач живописи натюрморта, пейзажа, головы и фигуры человека.