ГОЛОВА И ФИГУРА ЧЕЛОВЕКА
Научиться изображать человека является главной задачей обучения рисунку и живописи на художественно-графических факультетах педвузов.
Чтобы подойти к решению сложных творческих задач портрета и жанровой картины, необходимо прежде всего научиться профессионально рисовать голову и фигуру человека: уметь конструктивно строить живую форму, выявлять движение и характерные пропорции, связывать детали с целым, обобщать и приводить изображение к тональному единству и пластической выразительности. Пока студент не научится всему этому, невозможно ждать от него передачи индивидуального внутреннего психологического состояния портретируемого.
Живопись головы и фигуры человека — длительный процесс приобретения теоретических знаний и практических навыков. Необходимы большой предварительный опыт в передаче живой формы, расположенной в пространстве, умение перспективно и конструктивно рисовать форму головы человека, ее анатомическое строение, объемно передавать тоном (см., например, учебные рисунки на с. 120, 121).
Задачи и процесс живописного изображения головы и фигуры человека те же, что и при работе в других жанрах — в натюрморте, пейзаже: конструктивная лепка формы цветом, передача объема и материальных качеств, пространственного положения. Тут тоже необходимо цельное восприятие цветовых отношений натуры, внимание к влиянию световой среды на цветовую характеристику формы, тщательная проработка деталей при сохранении целостности большой формы.
Задача изображения голо-вы и фигуры человека на первом этапе обучения сводится прежде всего к добросовестному изучению ее анатомии, лепке объемной формы цветом, выявлению ее индивидуальных качеств. Студент должен научиться материально передавать живое человеческое тело, отображая его цветовые характеристики и связь с окружающей средой и освещением.
Живописи головы и фигуры человека должны предшествовать навыки изображения их в технике тонального рисунка, где должно быть проявлено умение изображать их анатомически грамотно (конструктивно), учитывая целостность общей формы и более мелких деталей. Начинающему художнику особенно важно иметь при этом развитое чувство пропорций. Без этого качества он не сможет передать сходство при изображении сложной формы головы и фигуры человека.
Процесс обучения живописному изображению головы чело-века можно разделить на несколько взаимосвязанных этапов: 1) изображение головы в технике гризайль, 2) живопись головы при дневном свете, 3) живопись головы в условиях искусственного освещения, 4) живопись головы в условиях пленэра.