С глухой и темной поры, когда появился только человек, его окружали листья, волны, пчелы и многое другое.
Пытаясь во всем этом разобраться, человек выбирал для себя одну из двух дорог: либо узнавать о вещах, взвешивая их и измеряя, — это был путь науки, либо рисовать, сочинять музыку, стихи и писать сказки — это был путь искусства.
Ученый и художник шли рядом всю долгую историю человечества. Каждый из них изучал природу по-своему, помогая один другому.
Иногда художник сам становился ученым, открывая, например, законы перспективы, а иногда ученый-физик объяснял художнику, почему не сочетаются или, наоборот, сочетаются различные цвета.
Иногда они вместе делали одно дело. Так средневековые научные книги, например, писали стихами, а шрифт для них выбирали такой, что он казался отлитым из серебра. Научные иллюстрации того времени одинаково близки к науке и к искусству. Звери, птицы и люди, нарисованные там, поразительно верны предмету изображения в деталях, анатомически точны, но, кроме этого, в этих рисунках видно восхищение, удивление и порой даже страх художника перед мощью фантазии самой природы, перед бесконечным разнообразием природных форм. Звери, нарисованные старинным немецким мастером Альбрехтом Дюрером, величественны и ужасны, движения их исполнены грозной силы, так что порой забываешь, что нарисован всего-навсего морж или носорог.
Столь же драгоценный сплав научной точности и художественной фантазии можно найти и у биолога А. Н. Формозова, всю жизнь рисовавшего зверей и птиц и, видимо, полагавшего, что он делает просто иллюстрации к своим научным статьям. Это счастливое сочетание, достоверности и образности можно найти у каждого художника-анималиста, то есть художника, рисующего зверей. Работы иных из них, например В. А. Ватагина и А. Н. Комарова, в равной мере интересны и художникам и биологам. Тот же сплав мы находим и в современной художественной фотографии, которая незаметно стала в наши дни большим искусством.
Но самое главное во взаимоотношениях биологии и искусства — это то, что искусство учит людей науки своему особенному взгляду на мир, всегда удивленному и радостному, учит их творческому расчету, не мешающему воображению.
Показывая красоту природы, искусство учит любить ее, а без этой любви и уважения не может быть и настоящего ученого. А мы уверены, что среди читателей «Юного натуралиста» обязательно есть будущие ученые.
Для них и, конечно же, для всех читателей журнала открывается рубрика «Поэзия родной природы», посвященная искусству изображения природы кистью, пером, резцом, при помощи фотоаппарата... Статьи этой рубрики будут рассказывать о том, как художник рисует зверей, а фотограф их фотографирует. Это, несомненно, пригодится будущему биологу, ибо он должен уметь и рисовать и фотографировать.
Мы расскажем о поэтах и прозаиках, писавших о природе. Знакомство с такими мастерами русского пейзажа, как Афанасий Фет, Федор Тютчев и Сергей Есенин, пригодится любому человеку, любящему свой край. Умение владеть точным и емким еловом нужно каждому пишущему или просто думающему человеку. Замечательные образцы словесного пейзажа можно найти у Ивана Бунина. Кажется, что прямо к читателям нашего журнала обращался он в своем переводе «Песни о Гайавате»:
Вы, кто любите природу — Сумрак леса, шепот листьев, В блеске солнечном долины, Бурный ливень и метели, И стремительные реки В неприступных дебрях бора, И в горах раскаты грома, Что как хлопанье орлиных Тяжких крыльев раздаются, — Вам принес я эти саги...
Но задачи наши не только в этом. Мы хотим познакомить вас с тем, как интересно и странно преломились, пройдя через сознание художников разных народов, формы цветов и трав, зверей и птиц, как едедались они частью волшебного узора и как живой узор этот через тысячи лет дошел до наших дней.
Орнамент каждого народа — это самое интересное и замечательное, что увидели в окружающем мире глаза его предков. Стилизованные головы баранов украшают ковры пастухов, а символы солнца и хлеба находим мы в орнаментах земледельцев. Узоры и рисунки «морских народов», например древних жителей острова Крит, пропитаны ощущением соленого простора, как губка водой. И дело даже не в том, что изображения морских обитателей можно найти на древних критских вазах. Даже простое чередование светлых и темных полос, светлых и темных частей орнамента напоминает бег волн.
Так мощно и глубоко влияла природа на искусство народов. Природные формы и в древности и теперь подсказывают решения и художникам, и .строителям, и инженерам. Разве не конструкцию раковин повторяют своды концертных залов, и разве не форму кита позаимствовали атомные подводные лодки? Изучение живых организмов и применение принципов их работы в технике уже развились в отдельную область науки, называемую бионикой. И в искусстве фантазия художника нередко так переплетена с фантазией природы, что трудно разделить их, как в старинном кубке из перламутровой раковины невозможно найти' грань между серебряной оправой и естественным телом самой раковины.
В новой рубрике будут статьи о народном искусстве, корни которого связаны с природой. Туеса из бересты, ковши и деревянные игрушки — все это сделано из того, что росло, цвело и шумело рядом с человеком. Травы вплелись в узоры хохломских росписей, крестьянские кони перешли в Городецкую резьбу и в вологодское кружево, да и на самих деревенских крышах выгнули шеи деревянные коньки.
Однако далеко не все, пусть даже интересные и яркие природные формы, отобрал коллективный народный талант. Так народные мастера очень редко изображали знакомых им зверей: волка, лису, медведя или зайца, но зато с большой охотой рисовали и вырезали зверей и птиц невиданных, заморских, а то и просто сказочных.
Расскажем мы здесь и о художниках профессиональных. О пейзажистах, открывших красоту в предметах обыденных, сотни раз виденных, таких, скажем, как грачиные гнезда, мокрые ветки и серенькое небо в картине Саврасова «Грачи прилетели». Расскажем о художниках, одержимых страстью к рисованию природы настолько, что они казались другим людям безумными. Об особенностях работы восточных художников, которые ничего не рисуют с натуры, а долго, часами наблюдают природу, а потом рисуют по памяти, считая, что самое главное лучше всего запоминается, а то, что не запомнилось, не стоит и рисовать.
Мы будем писать о художниках, разных по величине, значению и таланту. Одно качество их всех объединяет: самозабвенная любовь к природе и к ее изображению.
Пусть будет здесь статья о фотографе-анималисте Н. Н. Немнонове, который по¬ставил перед собой задачу сфотографиро¬вать в естественной среде, и не просто, а художественно, всех зверей и птиц нашей страны и который умер, идя с глухариного тока. О нашем художнике В. А. Ватагине, творческое наследие которого так огромно, что просто непонятно, как мог все это сделать один человек. О самом начале древнейшего из всех изобразительных искусств — об анималистике мы тоже надеемся рассказать, и если эти статьи будут интересны и будущему - художнику, и будущему биологу, и просто человеку, любящему природу, мы будем считать свою задачу выполненной, потому что для дела охраны природы сейчас нужны и художники, и ученые, и просто люди, любящие природу, — источник всего прекрасного, источник всего живого.
С глухой поры, когда появился только человек, он, пытаясь увидеть и разобраться в мире, зажег, пользуясь старинным вы-ражением, светильник своего разума. И сейчас, как и в те далекие времена, заслуга науки и заслуга искусства заключаются в том, чтобы светильник этот не погас, а горел все ярче и ярче.
По-разному приходит к людям увлеченность гармонией живой природы, ее неожиданными откровениями и изумительной красотой. Но каждый, несомненно, впервые испытывает это в детстве, ибо многое теряет человек, лишенный замечательного дара удивляться. Удивляться строгостью и графичностью журавлиного клина в весеннем небе, поразительной симметрией обычной ромашки, грациозной статью выбежавшей на лесную поляну косули.
Удивление рождает любознательность заставляет порой мучительно, порой с радостью отыскивать ответы на многие загадки и вопросы, которые на каждом. шагу ставит природа. И счастлив тот мальчишка, которому вовремя придет на помощь добрый наставник, человек, с бесценным даром проникновения в ее тайны!
Не это ли удивление зачастую приводит мальчишек и девчонок в биологические кружки, на станции юных натуралистов.
Наверное, таков был путь и у этого юного зоолога, для которого многие секреты живой природы открылись уже сегодня.