Всякое искусство, как форма общественного сознания, представляет собой художественно-образное отражение жизни. Родившись из потребностей жизни, оно призвано давать верное отражение действительности и отвечать эстетическим запросам человека. В художественном образе, как правило, выражаются общие черты многих явлений. Но отображая мир, художник одновременно воплощает в произведениях и свои мысли, чувства, стремления, эстетические идеалы, дает оценку явлениям жизни, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира. Так создаются произведения всех видов искусства, в том числе и изобразительного.
Произведения искусства живописи тоже несут в себе определенную идейно-образную концепцию. Но структура художественного образа и форма его выражения имеют здесь свою специфику: они являются зрительно достоверными. Живописец отражает сущность и красоту жизни в формах самой жизни, в богатстве их пластических и колористических качеств, которые он познает в постоянном соприкосновении с природой, с самой жизнью.
Художественная образность в живописи не достигается прямым зрительно достоверным изображением предметов и объектов природы. Создавая картину, художник, конечно, опирается на натуру, исходит из нее как в общем замысле, так и в формах выражения. Однако по содержанию картина является итогом многих наблюдений и размышлений. Ее созданию предшествуют наброски, зарисовки, этюды, эскизы, в которых художник не просто фиксирует отдельные явления, а собирает материал, ищет основу композиции и колорита картины. Следовательно, произведения живописи создаются на основе социального и профессионального опыта: образного мышления, воображения, наблюдательности, умения живописными средствами правдиво воспроизводить натуру, передавать ее конструктивные, объемные, материальные, пространственные, тонально-колористические качества. Без единства этих составных элементов творческого процесса и профессионального мастерства полноценные художественные произведения живописи создать невозможно, к какому бы жанру мы не обратились.
В портрете, например, чтобы подойти к решению сложных психологических задач, выразить индивидуальные черты портретируемого, необходимо овладеть профессиональными средствами изображения головы и фигуры человека: конструктивно, на основе анатомии, строить живую форму, выявлять движение и характерные пропорции, связывать детали с целым, обобщать и приводить рисунок головы или фигуры к тоновому единству, достигать пластической выразительности. Не освоив теоретически и практически профессиональные требования, невозможно передать внешний облик человека, его индивидуальность, духовные интересы, социальное положение, а также характерные признаки эпохи, раскрыть свою творческую манеру. Такова суть реалистического изображения портрета. В качестве примеров можно назвать образцы мирового портретного искусства прошлых эпох, созданные замечательными художниками — Тицианом, Веласкесом, Рембрандтом, Репиным, Серовым, Врубелем и многими другими . Художники показали живых людей в типичных для них условиях, нашли для них естественные позы, правдиво решили обстановку и колорит. Превосходную серию портретов современников оставили нам советские художники.
Богат и значителен реалистический опыт, накопленный в жанре натюрморта, воздействующего на зрителя в результате ассоциативных чувств, представлений и мыслей, возникающих при восприятии правдиво изображенных предметов натуры. Достоверное изображение предметов, передача их красоты, неповторимых живописных качеств — основное условие создания полноценного художественного образа в этом жанре. Художник целенаправленно подбирает и группирует предметы, наполняет картину смысловым и эмоциональным содержанием. Предметы, объединенные в одной композиции, слагаются в эмоционально насыщенный художественный образ, передающий существенные стороны жизни, стиль эпохи и конкретное историческое время.
Правдиво изображенный материальный мир близких нам вещей раскрывает их объективное своеобразие и красоту. В натюрмортах К. А. Коровина прекрасно. живое, непосредственное общение с натурой. Художник любил писать цветы, фрукты, овощи, рыбу — все, что несет в себе живое дыхание жизни. Цвет, подчиняясь закономерностям освещения, служит изображению объемной формы и материала предмета, не разрушая их, как это было у некоторых поздних импрессионистов. Соединение цвета с реалистической формой — главное средство создания художественного образа у Коровина.
Натюрморты мастеров советского искусства — П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, В. Ф. Стожарова и других — также хороши созданными в них образами предметного мира — это аппетитные хлебы, льняные ткани, деревянная утварь и т.д.
Выдающиеся мастера западноевропейского натюрморта — Хеда, Снейдерс, Сурбаран, Шарден, Сезанн — пользуются мировой известностью, хотя на их картинах изображены обыденные вещи, предметы домашнего обихода, овощи, фрукты. Но все написано с необычайным мастерством в передаче материальности и объема, предметные цвета сгармонированы, чувствуется, что художники постигли мир поэтических взаимоотношений человека и окружающей среды.
В пейзажной живописи художник тоже непосредственно обращается к натуре, передает пространство по принципам линейной и воздушной перспектив, создает подобие реальной среды и правдивое состояние освещения. Изображая пейзаж, художник стремится передать то колористическое состояние природы, которое, благодаря эмоциональному воздействию на зрителя, могло бы ассоциативно вызвать мысли и чувства, пережитые самим художником. Передача различных состояний природы способствует, таким образом, выражению глубоких человеческих чувств, определенного настроения, духовному собеседованию художника и зрителя. Например, этюд сельского дворика необычайно хорош передачей состояния летнего солнечного дня. Несмотря на то что все в нем вроде бы так прозаично, этюд воспринимается как живописная музыка родной природы, как живое напоминание впечатлений детства.
Как прекрасно понята и передана русская природа, ее бескрайние и беспредельные просторы в картине И. И. Левитана «Над вечным покоем»! Картина побуждает к глубоким философским раздумьям о сущности жизни, о вечности природы. При работе над композицией картины, сборе этюдного материала с натуры художник постарался понять ее колористическую сущность, избавиться от лишнего, случайного и усилить все, что способствовало выражению замысла и настроению пейзажа.
Итак, благодаря своей реалистической специфике, станковая живопись способна выразить сложные духовные процессы, происходящие в сознании человека. Она может затрагивать самые глубокие чувства человека, влиять на формирование его эстетической культуры, воспитывать мощь и силу человеческого духа. Не случайно именно станковая живопись в эпоху Возрождения стала основным видом изобразительного искусства, определяя и формируя критерии художественности для всех других видов искусства.
Из сказанного выше следует, что в художественном образовании реалистическое профессиональное мастерство в передаче предметов и объектов природы — главный фактор творческого развития художника любого профиля. Школа реалистического мастерства основана на строгих законах и правилах изображения предметов. Если эти правила и законы изучить и выработать необходимые навыки мастерства, то можно будет грамотно изображать с натуры натюрморт, пейзаж, голову и фигуру человека.
Таким образом, чтобы овладеть профессиональным мастерством, необходимо изучить теоретические вопросы изобразительной грамоты: основы линейной и воздушной перспективы; закономерности светотени и метод работы цветовыми отношениями; правила передачи на изобразительной плоскости объема, материала и пространства; особенности создания гармоничного цветового строя этюда или картины.