Зачем вы решили научиться более-менее фотографировать?Чтобы зарабатыать деньги?А вы не думали,что стать хорошим фотографом.да еще чтобы вам за это платили огромные деньги-это удел давно минувших дней?И вы в лучшем случае будете фоткать на паспорт всех и вся,но вас и этот мотив не останавливает?Ну хорошо есть и еще масса вариантов, как вам освоить самые обычные и простейшие навыки фотографии!Это гениально,это замечательно и это так охренительно,что вы сами бежите с вашим современным фотиком и фоткаете все подряд,забывая часто самые простые моменты истины, которые вам необходимо понять и изучить, чтобы по-крайней мере вам было, что собственно вспомнить спустя годы!
Лирики в фото деле много романтики еще больше,но иногда получается что-то,а иногда ну совершенно ничего не выходит и все только потому-что вы этого сами не хотите-Лень вам наслаждаться всем процессом как художнику,творческому человеку и индивидууму ,который смотрит через призму фотоаппарата.Но все не так запущено сильно раз вы тута на этом самом месте и пробуете,пытаетесь что-то найти,чтобы улучшить качество своих фотоснимков!Браво и вы молодец-Независимо оттого мальчик вы или девушка!Все рано вам нужно освоить некоторые моменты,кроме той,что вы уже усвоили со своим фотоаппаратом и поняли, чтобы сделать снимок, нужно по-меньшей мере нажать кнопку !Прогресс уже есть.
Залитый светом пейзаж, сверкающая в переливах света морская волна, синева голубого высокого неба, краски и зелень цветов и листьев обязаны своей жизнью солнцу, свету. Благодаря свету ми видим все, что нас окружает. Различные условия освещения на натуре зависят от состояния погоды. Они вызывают в человеке определенные чувства. Так, ясное небо, солнечный свет сообщают нам радостное, приподнятое настроение; наоборот, серая, пасмурная погода, когда солнце скрыто толщей облаков, обычно соответствует настроению раздумья и грусти.
И каждый, кто сколько-нибудь наблюдателен, запоминает непередаваемые минуты величественных картин природы — восхода или заката солнца, грозы, бури и т. д.
Известно, как изменяется знакомый пейзаж в различные часы дня или времени года, при разной пого-де. А это связано с тем, как освещены предметы.
Из опыта наблюдения картин природы сложились и принципы оценки условий естественного освещения с точки зрения их выразительных качеств. Так мы говорим, что солнечное освещение хорошо подчеркивает, выявляет объемные формы предметов, создавая «светотеневой рисунок» освещения, при котором объемы членятся светом на освещенные и теневые участки. Наоборот, при рассеянном освещении объемы выявляются слабо, преобладает плоское, бестеневое освещение. Но в этом случае, особенно при наличии небольшой воздушной дымки, хорошо подчеркивается пространство, отчетливо воспринимаются расстояния между предметами, находящимися на разном удалении от нас.
Основными источниками естественного освещения являются солнце и небо.
Если солнце скрыто облаками, остается лишь один источник освещения — небо, которое рассеивает солнечный свет. Большинство предметов, расположенных на земле, освещается этими источниками света.
В ясную погоду направленное солнечное освещение сочетается с рассеянным, излучаемым небом и облаками, которые, рассеивая прямой солнечный свет, создают подсветку теневых частей предметов; в зависимости от состояния атмосферы (влажность воздуха, пыль, туман и пр.) эта подсветка может быть значительной.
Если бы все предметы на земле, освещенные направленным светом солнца, не получали подсветки неба, то предметы и люди, окружающие нас, выглядели бы чрезмерно контрастно освещенными: мы видели бы только ярко освещенные света, а тени ¦ оставались бы совершенно черными.
В книге мы будем исходить из того факта, что все многообразные случаи естественного освещения вызваны или одним источником освещения — рассеянным светом неба (солнце скрыто облаками), или двумя — открытым солнцем и небесной сферой. Интересно, что столь небольшое количество источников естественного освещения может давать простой и четкий световой рисунок, лаконичный и выразительный.
Фотографирование при естественном освещении возможно не только на натуре, его широко применяют и во время съемки в помещении
Несмотря на огромное разнообразие условий естественного освещения, непрерывно изменяющегося как в количественном, так и в качественном отношениях, можно выделить основные случаи, которые нужно учитывать в фотографической практике. Таких случаев несколько.
Мы уже знаем, что источниками освещения на натуре являются солнце и небо, а это означает, что объект съемки может быть освещен:
1) солнцем и небом (в солнечную погоду);
2) только небом (в пасмурную погоду);
3) только солнцем.
Кроме того, по мере изменения высоты солнца над горизонтом могут быть выделены принципиаль-но отличающиеся по условиям освещения следующие случаи:
На рис. 1 дана схема продолжительности съемочного времени в различное время года для некоторых районов России.
Частным случаем освещения на натуре является «сумеречное» освещение, наблюдаемое в короткий промежуток времени при восходе или закате солнца, Сумеречное освещение — разновидность рассеянного, ибо в этом случае свет излучается только небесной сферой. До недавнего времени снимать в сумерки было почти невозможно из-за низкого уровня естественной освещенности. Теперь же, с появлением электронно-импульсных ламп-вспышек и пленок с большой широтой и хорошей сенсибилизацией, открываются интересные возможности съемки для получения эффекта вечера или ночи. Подсветка переднего плана производится вспышкой .
Итак, из всего многообразия случаев естественного освещения можно выделить две основные группы:
Придерживаясь этой классификации, сначала рассмотрим общие закономерности естественного освещения.
Свет солнца, доходя до поверхности земли, претерпевает существенные изменения, подвергаясь воздействию воздушной оболочки земли — атмосферы. Проходя сквозь атмосферу, солнечный свет не толь-ко несколько изменяет свою энергетическую характеристику, не только частично ослабляется, но и частично рассеивается в воздухе. В атмосфере всегда находятся взвешенные мельчайшие частички влаги, водяных паров, пыли и пр., которые рассеивают проходящие сквозь них лучи солнечного света. Причем это светорассеяние происходит неравномерно по спектру, неодинаково для лучей различных длин волн, из которых состоит обычный «белый» свет (видимая часть солнечного спектра), а избирательно, в зависимости от длины волны света и размеров взвешенных в воздухе частиц. Наиболее сильно рассеиваются в атмосфере, насыщенной мельчайшими капельками влаги, коротковолновые лучи света, т. е. сине-фиолетовые. Голубой цвет неба — это голубые лучи рассеянного в атмосфере солнечного света.
Попавшие в атмосферу под действием ветра более крупные частицы, например пыль или продукты сгорания топлива в городах и пр., рассеивают более длинноволновые лучи. Поэтому пылевая дымка выглядит на глаз не голубой, а оранжевой или даже буро-коричневой.
Солнечные лучи, рассеянные в земной атмосфере и отраженные небом на землю в виде мягкого рассеянного света, имеют очень большое значение в создании контрастов светотени на предметах, освещенных направленным солнечным светом. Рассеянный свет неба, попадая на предметы, смягчает контрасты солнечного освещения, придает фигурам хорошо видимый объем, сообщает тонкие и мягкие переходы на границах света и тени. Сочетание направленного и рассеянного освещения характерно для солнечной погоды.
Солнечный свет, рассеянный в земной атмосфере, не только подсвечивает тени предметов, но часто и сам является объектом изображения. Это воздух,просвеченный солнечными лучами, небо, пространство между объектами, благодаря которым мы можем воспроизводить на снимке объемы и глубину изображаемого пространства.
В зависимости от прозрачности воздушной среды может рассеиваться неодинаковое количество солнечного света. Так, в сухой ясный летний день рассеянного света будет во много раз меньше, чем, например, весной, когда воздух наполнен влагой. Это скажется на контрастах светотени объекта, освещенного солнцем. В тумане количество рассеянного света настолько высоко, что рисунок солнечного света не ощущается. Очень сильно рассеивает свет солнца и плотная облачность. В этих случаях объекты освещены только рассеянным светом, а контрасты светотени очень малы. Наоборот, лучи солнца, проникающие в лесную чащу, когда небо закрыто листвой деревьев, образуют очень высокие контрасты света и тени.
Важной закономерностью освещения на натуре в солнечную погоду является изменение освещенности вертикальных и горизонтальных поверхностей в зависимости от положения солнца над горизонтом. Чем выше расположено солнце, тем больше уменьшается освещенность вертикальных поверхностей и увеличивается освещенность горизонтальных. Известно, что в утренние часы стены зданий, деревья и другие вертикально расположенные предметы освещены особенно ярко и контрастируют с темными горизонтальными поверхностями, на которые солнечные лучи падают под острыми углами. Наоборот, в полдень, когда солнце поднимается высоко, наибольшую освещенность имеют горизонтальные поверхности, а вертикальные кажутся темнее. Не удивительно поэтому, что зеленая листва, такая яркая на глаз утром, при восходе солнца, в полдень производит впечатление потемневшей, бурой, как бы потерявшей свою утреннюю свежесть.
По мере изменения высоты солнца над горизонтом, особенно во. время, близкое к восходу или закату, как уже было сказано, сильно изменяется спектральный состав солнечного света, его цветность. Так, розоватый лес на цветном фотоснимке, зеленоватое небо или изумрудная зелень травы не результат цвегоискажений, а воспроизведение- действительной картины природы.
В чем же причина «окрашивания» солнечного света вечером и утром? Причина заключается в том, что в это время солнечные лучи проходят сквозь толщу атмосферы, воздуха, значительно большую, чем в дневные часы.
В результате светорассеяния в атмосфере преимущественно коротковолновых лучей солнца утром и вечером до земли доходят главным образом длинноволновые лучи — красно-оранжевого цвета.
При съемке на цветофотографических пленках утром и вечером нужно помнить о том, что наш глаз адаптируется к цвету, т. е. не замечает изменений в некоторых пределах спектрального состава света при его плавном изменении. Так, на глаз свет солнца вечером или утром мы видим лишь слегка желтоватым, а цветофотографичеекая пленка воспроизведет его таким, каков он есть на самом деле, т. е. оранжевым или даже красноватым. В практике съемки использование цветного освещения на натуре может дать интересный изобразительный эффект, особенно при пейзажной съемке.