Усвоив теоретический и практический минимум,люди получают представление о сущности и значении искусства, о единстве содержания и формы в произведении, об образе и образном мышлении художника, об идее, теме и сюжете произведений искусства, о закономерностях композиции.
На старших курсах вполне закономерен переход от исполнения эскиза к планомерному овладению методом и системой работы над художественным произведением. К IX семестру студенты должны быть подготовлены к выполнению дипломной работы. К этому времени им необходимо овладеть также и знаниями режиссерского мастерства, умением развивать и углублять содержание сюжета, чтобы идейный замысел произведения получил наиболее яркое выражение.
Текущие просмотры выполненных заданий осуществляет ведущий преподаватель. В течение каждого семестра после выполнения определенного домашнего задания проводится его просмотр комиссией или преподавателями секции композиции при кафедре. В конце нечетного семестра проводится контрольный просмотр по выполнению программы за полугодие. Итоговый зачет (с дифференцированной оценкой) проводится в конце учебного года в форме собеседования со студентами по теоретическим вопросам (возможно, с выполнением кратковременных упражнений) и просмотра практических аудиторных и домашних работ согласно программе. Зачет производится отдельно от просмотра по рисунку и живописи.
Исходя из сказанного выше о целях, задачах и содержании учебного предмета «Композиция», можно сделать выводы о его огромном значении в системе подготовки преподавателей изобразительного искусства на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Курс композиции имеет первостепенное значение в развитии творческих способностей, образного мышления, творческого воображения, т. е. всего того, без чего не может быть настоящего художника, способного создавать произведения искусства, хотя он и будет уметь хорошо рисовать и писать красками, лепить, или вырезать скульптуру и т.д. Но в то же время следует иметь в виду, что занятия композицией невозможны без умения рисовать, лепить, писать красками и т. д. Композиция органически взаимосвязана прежде всего с та¬кими учебными предметами, как рисунок, живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, так как, создавая композицию, художник оперирует линией, штрихом, пятном, цветом, светотенью, объемом и другими художественными средства¬ми, выступающими как композиционные средства и формы. Поэтому учебный предмет «Композиция» выступает не только как один из ведущих, но и как объединяющий все другие предметы.
Межпредметные связи композиции с рисунком, живописью, скульптурой, графикой и другими, о которых только что сказано, проявляются и в обратном действии. Закономерности и свойства композиции действуют и проявляются в рисунке, живописи, графике, Скульптуре, как в учебных, так и в творческих работах. Известно, что нельзя выполнить даже учебный рисунок с натуры без умения скомпоновать его в формате, нельзя добиться вырази¬тельности и целостности того же рисунка без знания действия композиционных законов контрастов и целостности или без интуитивного ощущения таких законов.
Кроме этих предметов, композиция тесно и органично связана с такими специальными дисциплинами, как эстетика и история искусств.Эстетика служит методологической основой, позволяющей вскрывать общие закономерности искусства, и в частности композиции в нем.
Без знания истории искусств невозможно по-настоящему понять значение и роль композиции, рисунка, живописи. В то же время, владея рисунком, живописью, композицией, студенты приобретают необходимые знания и умения для глубокого анализа произведений мастеров, познают специфику рисунка, картины, скульптур и т. д. При изучении истории искусства они проникают в тайны мастерства, в творческую лабораторию великих художников. Освоив основные законы композиции, выведенные из практики работы мастеров прошлого и современных художников, они-будут увереннее подходить к решению собственных творческих задач.
В соответствии со спецификой работы в общеобразовательной школе выпускники художественно-графических факультетов наряду с практикой изобразительного творчества и вопросами истории и теории композиции должны знать методику преподавания композиции. С этой целью на занятиях по композиции преподаватель проводит беседы о связи предмета композиции с методикой преподавания изобразительного искусства в школе.
Завершая раскрытие композиции как учебного предмета, можно подвести своеобразные итоги. Что должен уметь и знать студент в результате изучения курса композиции на художественно-графическом факультете педагогического института?
В результате освоения курса композиции студент должен уметь рассматривать вопросы изобразительного творчества с позиций философии и эстетики как методологической основы советского искусства, с позиций социалистического реализма как основного метода советского искусства; должен быть эстетически воспитанным, иметь высокоразвитый художественный вкус, развитые художественные способности, образное мышление, творческое воображение, зрительную па¬мять, художественную наблюдательность.
Студент должен знать историю развития композиции в изобразительном искусстве, становление композиции как учебного предмета и теоретические основы композиции; методику преподавания композиции, школьные программы по изобразительному искусству.
Студент должен уметь:
— анализировать содержание, идейные замыслы, художественные формы произведений искусства, в том числе главную
художественную форму — композицию, а также все изобразительно-выразительные средства;
—отбирать жизненные впечатления и > правдиво, образно отображать их в творчестве;
—выполнять с натуры, по памяти, по представлению, по воображению композиционные наброски, зарисовки, этюды в различных художественных материалах и техниках;
—сочинять композиции в разных видах и жанрах изобразительного искусства на разнообразные темы в различных художественных материалах и техниках (акварель, масло, гуашь, темпера, тушь, гравюра, эстамп и др.), в том числе разрабатывать композиции плакатов, стенгазет-, стендов и т. д., композиции оформления книг (макет книги, обложки и др.), выполнять эскизы скульптурных композиций, рельефов в пластилине, глине, гипсе и в других материалах;
—самостоятельно пользоваться учебной, искусствоведческой и справочной литературой;
—проводить занятия с детьми по композиции;
—развивать умения и навыки по композиции в самостоятельной творческой деятельности и затем использовать их в своей педагогической практике;
—прививать эстетику поведения, быта, труда своим ученикам.
В процессе изучения курса композиции в тесном единстве с другими специальными предметами у студентов возникает немало вопросов, связанных с работой по композиции, ответы на которые он пытается получить в своей практике, в беседах с преподавателями, в лекциях, на семинарах, при чтении литера-туры, посещении художественных выставок. Материалы, изложенные в последующих главах, начиная с истории развития композиции и кончая методикой ее преподавания, помогут будущим художникам-педагогам ответить на эти вопросы.