Как научиться правильно и как профессионалы фотографировать при рассеянном освещении?
Не всегда светит солнце, часто бывает пасмурно, идет дождь или снег, опускается на землю туман, наступают сумерки. Солнце в это время находится за более или менее плотным слоем облаков, а в сумерки скрывается за горизонтом. Во всех перечисленных случаях освещение — рассеянное и единственным источником света оказывается отраженный небесной сферой, рассеявшийся в атмосфере солнечный свет.
Существует несколько противоречивых оценок рассеянного освещения. Так, одни считают рассеянный свет единственно удобным для фотосъемки. Другие, наоборот, отрицают изобразительные возможности пасмурной погоды, соглашаясь с тем, что техника фотографирования в этом случае заметно облегчается. Обычно фотографы тщательно избегают высоких контрастов солнечного освещения, стараясь производить съемку человека или групп в тени деревьев.
Опыт фотографии свидетельствует, что умелое использование рассеянного освещения создает возможности получения интересных, выразительных фотоснимков.
Рассеянное освещение характеризуется следующими особенностями.
Во-первых, это малоконтрастное освещение, не образующее резких и глубоких теней на объекте. Рассеянный свет равномерно освещает предметы со всех сторон, не имея выраженного преимущественного направления. Все это приводит к тому, что объект на снимке изображается в собственном, ему присущем цвете или черно-белой тональности с передачей естественного объема и формы, не подчеркнутых направленным светом. Не следует думать, что это и есть идеальный случай съемки, когда объект на фотографии такой, каков он есть в действительности. Это справедливо лишь для решения задачи протокольной фиксации снимаемого. Внести же свое отношение к изображаемому, свое художественное видение материала, выделить светом главное на снимке и затенить второстепенные детали, подчеркнуть формы и объемы, передать динамику при рассеянном освещении значительно труднее, чем при направленном солнечном, которое богаче, шире по изобразительным возможностям.
Направленно рассеянное освещение является наилучшим для цветной съемки, когда ставится задача воспроизвести цвет предметов без существенных искажений.
Частным случаем съемки при рассеянном освещении является фотографирование в дождь, в туман, в вечернее и утреннее сумеречное время.
Рассмотрим условия съемки при рассеянном освещении применительно к фотографической практике.
Если передача на снимке объемов, формы и фактуры объектов при их съемке в солнечную погоду во многом зависит от освещения, то при съемке в пасмурную погоду главную роль для решения тех же задач играет выбор тональности или цветности объекта съемки. Чтобы придать изображению, снятому при рассеянном освещении необходимую глубину, надо предварительно поработать над организацией тональностей первого плана и фона, которые не должны сливаться в монотонную массу.
Например, темный передний план и высветление в глубине создают на снимке иллюзию пространственной протяженности объекта. Хорошо подчеркивает пространство воздушная дымка или туман, которые прекрасно воспроизводятся на фотографии.
При съемке в условиях рассеянного освещения полезно включать в кадр темные и светлые, блестящие, глянцевые фактуры — они оживляют снимок и несколько увеличивают контраст изображения. Таким образом, выбор тональностей или цвета предметов съемки и их композиционное размещение на снимке составляют важную закономерность съемки при рассеянном освещении, помогают выразительнее передать сюжет.
Не следует думать, что рассеянное освещение полностью исключает возможность отражательной подсветки. Так например, если при портретной съемке поместить щитогражатель, оклеенный блестящей фольгой, вблизи лица, то подсвет не даст видимой подсветки, а его яркий, белый экран, отразясь в поверхности глаз, высветлит их на фотоснимке.
Хорошие результаты можно получить при работе с лампами-вспышками, которые помогают (при достаточной интенсивности) подсветить предметы, нахолящиеся у аппарата на первом плане, отделив их от фона, так как фон получится более темным, чем первый план. Экспозиция в этом случае устанавливается по яркости вспышки лампы.
Случай малого (по количеству) рассеянного освещения мы относим к сумеркам.
Сумерки — весьма специфическое явление природы, в это время естественная освещенность быстро и непрерывно изменяется. Поэтому при съемке в сумерках необходимо проявлять достаточную оперативность.
Интересно заметить, что сумерки тем продолжительнее, чем плотнее облачность. Наиболее короткие сумерки бывают на юге при безоблачном небе. На севере, особенно в летнее время, сумерки продолжительнее южных, например знаменитые ленинградские «белые ночи» или же полярные сумерки, продолжающиеся всю ночь.
Условия съемки во время дождя и тумана неодинаковы. Так, на снимках при дожде воспроизводятся мокрые, блестящие фактуры, на снимках во время тумана наблюдается лишь снижение контрастов и выбеливание предметов по мере их удаления от аппарата. В дождь снижение контрастов происходит несколько меньше, чем при тумане, за счет появления бликующих мокрых поверхностей.
Съемка в тумане требует контрастных негативных материалов, точного определения экспозиции и безукоризненного проведения негативно-позитивного процесса. Хорошие результаты при съемке в тумане дает включение в объект темных фактур, которые, будучи расположенными на первом плане, подчеркивают глубину снимка и пространство, заполненное туманом.
Следует помнить, что просвеченные солнцем туман или дождь кажутся более интенсивными.