Давайте испытаем интересное погружение в самую глубину не только теоретических знаний в область композиции,но и попробуем понять саму суть изнутри самого процесса из чего состоит композиция и поверим,что скучно не будет,потому-что сама суть композиции и заключается в том,чтобы глобально сделать нашу жизнь ярче и интереснее и даже веселее,если хотите,знаете почему? Все просто любая окружающая нас действительность по-сути и состоит из основ композиции,а мы лишь пытаемся найти ее в разных ракурсах,а поскольку композицию мы с вами наблюдаем ежесекундно даже в самых простых ,бытовых предметах,то и познания осном композиции нам будут или должны быть по-крайней мере очень и очень интересными.
Следует заметить, что без исследования композиционных форм и характера их связей в произведении, типологии композиционных решений и объективных законов композиции решить такую важную задачу, как выработка системы понятий, относящихся к композиции и смежным вопросам, невозможно. Поэтому задача выработки системы понятий будет решаться постепенно, по мере решения других указанных задач.
Поскольку теория композиции как наука находится в стадии становления и основные, глобальные задачи, которые перед ней стоят, решены еще в малой мере, приходится, естественно, довольствоваться тем, что уже изучено, известно, более или менее определено, о чем и пойдет речь в этой книге. .
Рассмотрим композицию еще в одном, значении, еще в одной функции — как учебный предмет.
Анализируя развитие композиции как специальной учебной дисциплины в историческом аспекте, можно увидеть, что на этот предмет всегда оказывали влияние композиционные достижения великих мастеров. Естественно, это находило отражение и в практике преподавания изобразительного искусства.
Композиция как учебный предмет появилась значительно позже, чем такие дисциплины, как рисунок и живопись. Вначале изучение композиции сводилось лишь к сочинению картины на библейские, мифологические, позже на сказочные и свободные темы. Отставание композиции как учебного предмета связано с тем, что сочинение произведений искусства признавалось долгое время делом сугубо индивидуальным и весьма сложным, доступным ограниченному кругу учеников. Художники-педагоги считали, что их главная задача — научить рисовать и писать красками, и как итог обучения предлагали ученикам сочинить эскиз, а на основе его и картину. Конечно, исходя из своего личного творческого опыта, педагоги давали выпускникам школы какие-то общие указания, но все же создание картины не выделялось четко в специальный предмет. Более позднее формирование композиции как самостоятельной учебной дисциплины обусловлено так же и тем, что процесс сочинения, создания произведения действительно очень сложен, он представляет собой своего рода творческий феномен; явление во многом интуитивное, трудно поддающееся изучению.
В настоящее время композиция как учебный предмет находится в стадии становления и развития. Это связано с тем, что нет научного обоснования учебного предмета «композиция», в том числе его теоретической части. А это, в свою очередь, зависит в целом от степени разработанности теории композиции как науки.
Недооценка, а порой и отрицание необходимости композиции как учебного предмета, особенно в период формирования советской художественной школы (20 — 30-е годы), тормозили творческое развитие молодых художников. Нередко и сейчас встречаются педагоги, считающие главным в творчестве интуитивное начало, «озарение». Однако практика доказала необходимость обучения композиционным навыкам как начинающих художников, так и преподавателей изобразительного искусства.
Курс композиции включен в учебные планы всех художественных училищ и институтов. Выпускники художественно-педагогических средних и высших учебных заведений получают одновременно подготовку и как художники, и как преподаватели изобразительного искусства. Наряду со специальными дисциплинами, обеспечивающими их художественно-профессиональную подготовку (рисунок, живопись, композиция, история искусств), они изучают методику обучения основам изобразительного искусства, в том числе и методику обучения композиции.
Композиция как учебный предмет ставит своей целью: обучение, воспитание студентов в области композиции в изобразительном искусстве, развитие их творческих способностей, повышение познавательной активности.
Достижение этой цели учебного предмета «Композиция» предусматривается через решение ряда учебно-воспитательных задач студентами под руководством преподавателей.
Основными задачами учебного предмета «Композиция» являются:
1. Формирование у студентов коммунистического мировоззрения и общественных идейных устремлений.
2. Эстетическое воспитание студентов, воспитание художественно-эстетической культуры и художественного вкуса.
3. Развитие у студентов таких художественных способностей, как:
а) образное (художественное) мышление;
б) творческое воображение;
в) зрительная память.
4. Изучение студентами процессов создания произведений изобразительного искусства в историческом их развитии в связи с анализом композиционных построений.
5. Приобретение студентами умений и навыков анализа произведений искусства в аспекте композиционных решений и развитие их в практике анализа результатов своего самостоятельного творчества.
6. Изучение студентами истории развития композиции как учебного предмета и методов ее преподавания.
7. Изучение студентами теоретических основ композиции в историческом их развитии и во взаимосвязи с развитием практики создания произведений искусства.
8. Развитие у студентов художественной наблюдательности, что предполагает:
а) научить студентов проводить специальные целенаправленные идейно-художественные наблюдения окружающей действительности с позиций художника;
б) научить творчески отбирать жизненные впечатления, обогащать память и правдиво, образно отображать эти впечатления
в творчестве;
в) научить студентов выполнять композиционные наброски,
зарисовки и этюды, проводя при этом работу по художественному наблюдению, ведя поиски и подмечая в натуре «драгоценные
зерна», моменты образности и создавая композиционные работы
с натуры.
9. Научить студентов создавать (сочинять, разрабатывать)
композиции, несущие в своем содержании образное начало.
10. Овладение студентами основами творческого, в том числе и композиционного, мастерства; умелое использование и дальнейшее развитие умений и навыков в этом направлении в учебно-творческой и самостоятельной творческой работе".
11. Подготовка студентов, будущих художников-педагогов, к самостоятельной творческой и педагогической работе в области композиции.
В соответствии с целями и задачами учебного предмета «Композиция» разработано и его содержание, которое отражено в учебной программе1. Содержание учебного предмета «Компози¬ция» состоит из творческой и практической частей.
В начале каждого семестра, как правило, читаются лекции. Они служат введением в темы и теоретической подготовкой для практических занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студентов к педагогической деятельности в школе.
Лекционный курс состоит из трех разделов. В содержание первого входят вводные лекции по общим теоретическим вопросам композиции, где рассматриваются основные ее закономерности, общие для всех видов и жанров изобразительного искусства. Эти лекции читаются на первом курсе в начале первого семестра.
В лекциях второго раздела рассматриваются специфические проблемы композиции по видам и жанрам изобразительного искусства. Известно, что каждый жанр изобразительного искусства — натюрморт, пейзаж, портрет и др. — характеризуется определенным комплексом общих и внутрижанровых закономерностей, правил и приемов, проявляющихся именно через композицию произведения искусства.
После завершения лекций о композиционных особенностях в разных видах и жанрах изобразительного искусства, в конце четвертого курса, читается еще одна очень важная лекция на тему «Методика творческого поиска и специфика дипломных работ на художественно-графических факультетах». В ней раскрываются вопросы методики работы над произведением реалистического искусства и особенности выполнения дипломных работ на художественно-графических факультетах. Такая лекция необходима в период, когда студенты приступают к выбору тематики дипломных работ по профилю изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Практика современного преподавания композиции показывает, что студенты первого курса сложные вопросы теории композиции при изучении вводного цикла усваивают недостаточно четко и глубоко. Исходя из этого,1 в третьем разделе в центр лекционного «Обобщающего курса по теории композиции» выдвигаются такие вопросы, как «Теория композиции как наука»,
«Общая характеристика основных аспектов и направлений анализа и изучения композиции произведений изобразительного искусства», «Особенности создания, строения и восприятия художественного образа», «Различие композиций. Виды композиций», «Основные законы и категории композиции». Эти лекции читаются на пятом курсе в течение девятого семестра. Раскрытие этих проблем на новом, более высоком теоретическом уровне, при большем запасе знаний у студентов по общественно-политическим и эстетико-искусствоведческим наукам является весьма целесообразным, так как повышает идейно-эстетические критерии в анализе и оценке композиции произведения искусства.
Для успешного усвоения теории по курсу композиции большое значение имеют семинары.
Назначение семинара — углубленное изучение теоретического материала данного предмета. Задача семинара—приучать студентов самостоятельно работать над литературой по специальности, формировать их активное отношение к теории и практике изучаемого предмета, прививать навыки научного мышления' и понимания тенденций развития рассматриваемой учебной дисциплины.
Форма проведения семинара может быть следующей:
— свободная форма в виде беседы или выступления студентов, без предварительного распределения тематики;
— реферативная форма, при которой заранее из числа студентов назначаются докладчики и содокладчики, представляющие на обсуждение свои рефераты;
— смешанная форма, сочетающая обсуждение докладов и свободное выступление как по тематике докладов, так и по вопросам, соприкасающимся с этой тематикой.
Доклады и выступления на семинарских занятиях ставят задачей углубление и расширение знаний студентов с непременным учетом специфики их профессиональной подготовки. Необходимо также ориентировать студентов на то, чтобы их доклады имели обоснование, характер доказательности, четкую логику и в рассуждениях и в выводах, освещали достижения теории и практики композиции, а также возникающие новые, еще не решенные проблемы.
Теоретические основы композиции, в том числе основные законы, правила, приемы и средства, усваиваются студентами не только на лекциях и семинарах, но и на практических занятиях. Теоретические вопросы композиции, понятые и закрепленные в процессе приобретения практических навыков, крайне необходимы студентам — будущим преподавателям изобразительного искусства, поскольку они должны не только учить детей рисовать и писать красками, но и развивать у них творческие способности, воспитывать их эстетически.
Практическая часть содержания предмета ставит своей целью привить студентам навыки творческой работы, обучить их наблюдению жизни, нахождению в ней существенного, типичного, достойного отражения в искусстве, выражению идейного замысла произведения изобразительными средствами. Воспитание умения последовательно работать над произведением от эскиза-заявки -до его завершения, над воплощением идеи и темы требует постоянного наблюдения, изучения действительности (посредством набросков, зарисовок, этюдов). Именно большой запас впечатлений, систематические зарисовки, наброски, этюды будут тем материалом, который позволит студентам глубоко и серьезно заняться разработкой сюжетов, мотивов, найденных в результате наблюдений жизни.
Каждая тема программы реализуется через две основные формы работы — аудиторную и домашнюю.
Аудиторные занятия отводятся в основном:
— упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного активного отношения к каждому выделяемому, из сложной структуры композиции свойству, средству, правилу, приему, закономерности. При этом особо подчеркивается, что все художественные средства построения художественного произведения, все закономерности и приемы выражения композиционного центра, ритма, равновесия, статики и динамики, тона, цвета, колорита не являются самоцелью, а служат наиболее яркому выражению идейного содержания произведения;
— установкам на разработку эскизов домашних заданий (раскрытие целей, задач и содержания практических заданий);
— устному, письменному и изобразительному анализу композиционной структуры характерных и лучших произведений классического и современного искусства; при этом необходимо логично и последовательно утверждать идеалы реалистического искусства, в котором изобразительные и выразительные средства всегда обусловлены образным строем и гуманистическим отношением к действительности;
— беседам по углублению теоретического материала;
— анализу текущих аудиторных и домашних работ с соответствующим объяснением ошибок и возможных причин их появления;
— выработке практических навыков в работе над композицией: формированию идеи, разработке темы, сюжета, сюжетной ситуации, решению сюжета по задуманной или заданной теме и выражению ее в конструктивно-пластической форме эскиза, поиску цветового и колористического решения, разработке картона (законченного подготовительного рисунка композиции в натуральную величину изображения); созданию законченного композиционного эскиза;
— экскурсиям в художественные музеи и на выставки.
Практические аудиторные занятия проводятся по схеме:
а) вводная беседа и постановка задания; б) выполнение
практического задания; в) обсуждение и подведение итогов работы.
В течение периода обучения студенты выполняют практические домашние задания по композиции.
Практическая работа студентов над композиционным заданием в домашних условиях имеет многообразные формы. Назовем для примера формы, наиболее часто применяемые в учебной и творческой деятельности:
а) работа над эскизами композиции;
б) наблюдение окружающей жизни в связи с темой практического задания;
в) выполнение набросков, зарисовок и этюдов к теме задания;
г) упражнения на развитие композиционного мышления (колористического чувства цвета, композиционной целостности
и т. д.);
д) освоение нового материала для разработки композиционного задания;
е) изучение быта и характера героев эпохи по литературным и музейным источникам (книги, костюмы, произведения
искусства и т. д.).
На первом этапе в качестве практических домашних заданий студенты выполняют композицию натюрморта. Это связано, во-первых, с тем, что учебные задания по композиции в этом случае совпадают по программе с выполнением академических заданий по рисунку и живописи. А это создает благоприятные возможности для успешного овладения учебно-методическими задачами курса композиции и задачами названных дисциплин. Во-вторых, на примере жанра натюрморта студентам легче усвоить методику творческого поиска, овладеть начальными знаниями и умениями в области композиции.
На втором этапе идет работа над интерьером, экстерьером, городским (индустриальным) и сельским пейзажем, что особенно важно для обогащения представлений о многообразии композиционных возможностей организации изобразительного материала при подготовке студентов к летней практике по изобразительному искусству (пленэру). Работа над натюрмортом интерьером, пейзажем, а также иллюстрацией важна для подготовки студентов к педагогической деятельности в школе. Овладение знаниями и умениями по композиции в этих жанрах подготавливает студентов к решению композиционных задач портрета, тематической картины, монументальной живописи.