Верховный суд разрешил требовать с управдомов неустойку за перебои со светом и теплом

Пленум Верховного суда готовит пояснения по спорам вокруг коммунальной платы. Одно из важных разъяснений: граждане вправе требовать неустойку и даже компенсацию морального вреда за слабый ток в розетках, перебои с водой, недостаток тепла в батареях и в целом плохую работу управдомов.

Во вторник, 13 июня, пленум Верховного суда России обсудил проект постановления о некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения.


Как подчеркнул судья Верховного суда России Игорь Юрьев: за последние шесть лет количество исков по "коммуналке" и квартплате выросло больше чем в два раза - с 1,9 миллиона в 2010 году до 4 миллионов в 2016-м. Причём количество таких споров неуклонно растёт и составляет около 24,6 процента от общего числа гражданских дел.


Между тем Жилищный кодекс сильно изменился с момента своего вступления в силу в марте 2005 года, к нему принята масса поправок и подзаконных актов. Поэтому на практике возникает огромное количество споров, в которых подчас не могут разобраться даже опытные юристы. Поэтому и потребовались большие разъяснения Верховного суда страны. Они станут ориентиром.


Заместитель Генпрокурора РФ Ярославнид Коржинек уточнил, что сейчас совокупная сумма коммунальной задолженности по стране составляет порядка 300 миллиардов рублей. В прошлом году суды рассмотрели такого рода дел на сумму более 80 миллиардов рублей. Так что если брать в целом, то на кону большие деньги.


Если в доме плохо живётся, не мы должны платить управдому. А управдом - нам. Таков закон.


Как сказано в проекте постановления, в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от виновных возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа. Например, требовать компенсаций можно, если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством. Перебои с водой, теплом и т.п., превышающие допустимые нормы, тоже повод потребовать деньги.


При этом документ разрешает принимать любые доказательства, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом, того, что воды или света в доме не было. Лучший вариант, конечно, составить акт. Для этого надо пригласить представителей управляющей компании. Но если управдомы по каким-то причинам не хотят составлять документ, зафиксировать проблемы можно иначе. Как поясняет проект постановления, допустимы видеозаписи, показания свидетелей, заключения экспертов.


"Отсутствие вины в оказании услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, доказывается исполнителем коммунальных услуг", - говорится в проекте. Это значит, что жильцы не должны доказывать вину управдомов. Для обиды достаточно самого факта, что слишком долго пришлось сидеть без света. А если управдомы не согласны повиниться, то должны доказать, что они ни при чем.


Зато и жильцы должны вовремя платить, когда всё в порядке. Это бесспорно. Как поясняет проект, внесение платы за коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности). "Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги", - говорится в проекте. То есть родня не сможет спрятаться за спиной главы семейства, если тот должник. Вместе живут - вместе и платить.


Однако к неплательщикам нельзя применять излишне строгие меры. Например, как сказано в проекте, жильцов не могут лишать воды, света и тепла за несоразмерные такой мере долги. Само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Нужны какие-то еще основания, и причины должны быть вескими. Но если такое решение всё же принято, то жильца обязаны предупредить о скором отключении.


"Предоставление коммунальной услуги может быть приостановлено или ограничено только после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника, в сроки и в порядке, установленные правительством РФ", - говорится в проекте.


К тому же отключение коммунальных услуг должнику не должно нести негативных последствий для других жильцов. Поэтому управдомам следует всё тщательно взвесить, прежде чем отключать свет и тепло.

Владислав Куликов

Похожие фото (0)
Опыт суда с застройщиком о просрочке сдачи квартиры.
Покупал я квартиру в новостройке у компании Мортон. Привез им кучу бабла в декабре 2011 года и заключил договор долевого участия (в простонародье ДДУ). Всё как положено, 214-ФЗ, защищающий от произвола застройщиков. Срок сдачи дома – клятвенно
Воронежского адвоката сбившего насмерть пешехода на пешеходном переходе
Автоюрист Андрей Попов возмущён комментариями к новости о том, как он на своём «Субару» сбил идущую на зелёный сигнал светофора женщину, которая позже скончалась… И требует взыскать с редакции портала «МОЁ! Online» 300 тысяч рублей Подробнее:
По-друг-а детства. Продолжение.
Начало самой истории, для тех, кому интересно, тутhttp://pikabu.ru/story/podruga_detstva_5103963Спустя пару дней после неожиданной для меня встречи я отошел от произошедшего, осмыслил всю ситуацию и решил, что со звонком я пока повременю. Вместо
И снова про Сбербанк
Пишу этот пост, надеясь придать всей ситуации (не только моему случаю) хоть какую-нибудь огласку с упованием на то, что сотрудники зеленого банка начнут шевелиться. Дело в том, что сегодня вечером нам было необходимо положить на карту н - ую сумму
Уютно как дома
Зато теща мозги не выносит
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Популярное
Реклама