часть 1: http://pikabu.ru/story/kavaleriya_chast_1_drevniy_mir_511682...
Греки были далеко не первым народом, использовавшим на войне конницу. Нехватка пастбищ и гористый характер страны, общая неприспособленность к использованию лошадей привели к тому, что сила греческой армии определялась действиями пехоты. В течение длительного периода конница у греков использовалась весьма ограниченно, не так, как это было в ранний период у скифов, персов и ассирийцев.
На иллюстрации изображен греческий всадник V-IV в. до н.э. в бронзовом колоколовидном доспехе, который расширяется вниз, что бы не ограничивать движение наезднику. Такие типы панцирей найдены в Италии. В руках у всадника копье достаточной длины, напоминающее македонский ксистон.
Сведения о появления конных подразделений в Греции очень противоречивы и непоследовательны. Как уже было отмечено в предыдущем посте, ещё Гомер (рубеж IX-VIII вв. до н.э.) говорил об использовании древними ахейцами лошадей в качестве не только упряжных, но и верховых животных. Павсаний сообщает, что на первых Олимпийских играх, основанных Гераклом в честь покорения Элиды, были проведены, наряду с состязанием колесниц, скачки верховых лошадей, в которых первое место занял аркадянин Иасий.
Без сомнения, первыми в Греции кавалерию начали использовать фессалийцы, возможно, задолго до того, как она получила широкое распространение в этой стране. Фессалийские равнины с множеством пастбищ, мягкий климат и плодородная земля необычайно подходили для выращивания лошадей, поэтому в этой провинции они оказались более многочисленными и выносливыми, чем в большинстве других. Вергилий пишет о том, что лапифы (лапиты), жившие в Фессалии, первыми сели на лошадей, стали использовать узду и поводья, тренировать лошадь на круге и обучать вооруженного всадника пришпоривать ее.
Естественно, что и другие народы обратились к примеру фессалийцев, чтобы обеспечить свои армии во время войны такой же конницей.
Фессалийские всадники, V в. до н.э.
В ходе Коринфской войны (395—387 гг. до н. э.) произошло сражение между легковооружёнными фессалийцами и тяжеловооружённой кавалерией спартанцев:
«Оба войска выстроились друг против друга; фессалийцы, считая невыгодным сражаться на конях против тяжеловооружённых, стали медленно отступать, лакедемоняне же следовали за ними с большой осторожностью. Агесилай понял ошибку и тех, и других и послал на помощь коннице самых лучших всадников, принадлежащих к его свите, с тем, чтобы они и сами преследовали с наибольшей быстротой фессалийцев, и другим всадникам приказал поступать таким же образом, чтобы не дать фессалийцам возможности повернуться. Когда фессалийцы увидели, сверх ожидания, что их преследуют, часть их даже не сделала попытки повернуться лицом к врагу, те же, которые пытались это сделать, были захвачены в тот момент, когда поворачивали коней. Только фарсальский гиппарх Полихары со своим отрядом успел повернуться лицом к врагу и погиб, сражаясь. После этого фессалийцы обратились в паническое бегство…» (Фукидид).
1 - фессалийский кавалерист (охотничья одежда); 2 - офицер фессалийской кавалерии.
Основным оружием, применявшимся кавалерией Эллады являлись дротики и копья, поэтому особенной необходимости в использовании доспехов для лошадей не было. Мы не знаем никаких изображений и литературных упоминаний о таком снаряжении вплоть до начала Македонской экспансии.
Поэтому такого понятия, как катафрактарии во время Пелопонесской, Коринфской или Беотийской войн не существовало. Условно конницу греков этого периода можно разделить на «среднюю», выполнявшую функции тяжёлой, и «лёгкую».
Тактической единицей в коннице была ила из 64 человек. В разные времена и у разных народов применялись различные способы ее построения. Фракийцы придавали иле вид клина, обращенного острием к неприятелю; фессалийцы строили ромб из двух ил, направленный одним из углов к противнику, остальные греки применяли ромб редко, чаще всего – квадрат или четырехугольник, причем последние четыре шеренги служили резервом. У Эпаминонда ила делилась на четыре взвода по 16 человек в каждом – четыре человека по фронту и четыре в глубину, но чаще всего ила имела 16 человек по фронту и четыре в глубину. Две илы составляли эпилархию – 128 коннников, две эпилархии – тарентинархию – 256 конников, две тарентинархии – ксенагию или гиппархию – 512 конников, две гиппархии – эфиппархию – 1024 конников, две эфиппархии – телос – 2048 конников и два телоса – эпитагму – 4096 конников.
Афинский всадник, IV век до н.э.
Средняя или греческая кавалерия, названная так, потому что ее разновидности обычно использовались в Греции, делилась на дорифоров, контофоров и лонгофоров, различавшихся видом, длиной и способом употребления копий. Наиболее длинные копья были у дорифоров, у прочих – короче и приспособлены как для нанесения ударов, так и для бросания, для чего к их древку была прикреплена бечевка, с помощью которой всадник притягивал к себе брошенное копье. Некоторые всадники имели еще щиты. Вообще все греческие конники были сравнительно легко вооружены, но тем не менее достаточно, чтобы подойти близко к врагу во время сражения и действовать копьем и мечом в ближнем бою. Некоторые из них не имели из защиты ничего, кроме щитов.
Тарентинцы, или легкая конница, не имели постоянной организации. Иногда их вооружали дротиками, в ряде случаев луком и стрелами. Они могли иметь меч или боевой топор, для защиты использовали небольшой щит, иногда носили нагрудники из толстой кожи.
Греческая кавалерия не использовала ни седел, ни стремян, их лошади не подковывались. Всадники ездили верхом без седла или садились на легкую попону из кожи или сукна.
Беотийский средневооруженный всадник. V в. до н. э.
Во времена македонских царей Филиппа II и Александра "Филипповича" Македонского военное могущество Греции достигло высшего развития, и македонская армия может быть названа вполне образцовой и по устройству своему сравнена разве только с лучшими современными европейскими армиями. Она имела полевые и осадные метательные орудия и особые обозные части (из лошадей, мулов и повозок), входившие в состав армии. Фаланга (малая) пехотинцев из 4096 человек строилась в четырехугольник, имевший по фронту 256 и в глубину 16 человек; к ней придавалось 2048 легковооруженных пехотинцев и два полка или гиппархии конницы, каждая из 512 всадников.
Изобретение клина – построения, имеющего форму треугольника, обращенного углом к неприятелю и применявшегося скифами, фракийцами и македонянами, – приписывается отцу Александра Македонского – Филиппу II. Он ставил по углам офицеров, лучших воинов – в наружные ряды, а середину составлял из слабых и недостаточно обученных солдат.
Македонский всадник-сариссофор
Основу конницы составляли македонские всадники, именовавшиеся «гетайры» — «товарищи». Конница гетайров делилась на катафрактариев, сарисофоров, составлявших вторую шеренгу строя и вооружённых длинными сарисами, и афрактов — воинов, лишённых панцирей, в категорию которых могли входить любые типы легковооружённых: контофоры, тиресфоры, гипоаконтисты, доратофоры и, возможно, частично гипотоксоты. Кроме того, Александр имел особый отряд телохранителей — трабантов, а в конном строю — сомасофилаков. После сражения при Гавгамеллах Александр из части афрактов сформйровгл димахосов — вооружённых дротиками воинов-двоеборцев, способных вести и конный, и пеший бой
Александр в качестве командира кавалерии гетайров и кавалерист-гетайр.
Македонцы же стали применять и шпоры, - в Азии они распространились только в середине первого тысячелетия Новой эры. Функция шпор, однако, первоначально была противоположенной современной. Они использовались в качестве тормоза, а не газа. Если лошадь ускоряла шаг, всадник начинал болтаться у нее на спине и ранил ее шпорами. Это вынуждало лошадей носить своих наездников с максимальной осторожностью. Но и со шпорами македонские всадники ездили уже так быстро, что сопровождать их могла только легкая пехота.
Македонцы первыми стали использовать кавалерию для сокрушительных фланговых ударов, в то время как персы (притом, что персидскую армию непременно изображают как громадную толпу конных лучников), напротив, старательно выбирали места для сражений, где кавалерию использовать было бы затруднительно. К началу войны у них имелась только тысяча катафрактов, кавалерия же скифского типа с появлением катафрактов вообще перестала котироваться. В результате, персы боялись македонской кавалерии, а не наоборот.
Кавалерист личной гвардии Александра Македонского - гетайр.
Наконец, македонцы стали практиковать такой способ боя как наезд, - подъезжая к противнику всадник не останавливался для нанесения удара или стрельбы (а скифы предпочитали даже сразу разворачиваться), а продолжал двигаться, как ни в чем не бывало. Лошади же стоящий перед ней человек препятствием не казался, - успеет отскочить - ладно, не успеет, - так не успеет. Но один человек от одной, двигающейся рысью лошади, обычно уворачивался. Другой вопрос, - если толпа.
Но толпа вооруженных и решительно настроенных людей мелкой лошади препятствием уже казалась. Тем более, препятствием казались другие лошади. Македонцы, однако, сумели научить своих коняг таранить и опрокидывать вражеских лошадей, - что и видно на барельефах изображающих походы Александра Македонского. Без колебаний врезались македонские лошади и в толпы легкой пехоты. Но фаланга прямым атакам кавалерии еще не подвергалась. Македонцы стремились вломиться в разрыв фаланги и там уже "расталкивали варваров конями и поражали их копьями в лицо".
источники: В. В. Тараторин Конница на войне, Джордж Тейлор Денисон
История кавалерии.
далее кавалерия Древнего Рима...