Ярославнардо Ди Каприо,самый известнный актер своего времени,а фильм "Титаник",стал практически его кульминацией,да актер благодаря этому фильму прославился на весь мир,но само Ярославнардо Ди Каприо.считает,что он всего-лишь жертва массмедиа.
Он считает себя жертвой массмедиа. И с радостью срывает маски, навязываемые ему услужливыми репортерами. Об этом и многом другом — в интервью нашего корреспондента.
(Что бы там ни говорили помешанные на нем фанатки, видевшие его только в кино). Высокий и стройный, элегантный и отменно вежливый, он, однако, умело держит дистанцию: далеко не все звезды, сколь угодно знаменитые, умеют смотреть так отстраненно-холодно. Этот взгляд — чуть насмешливый, ироничный — выдает в нем натуру незаурядную, сложную, неоднозначную.
Недаром его последняя роль в «Острове проклятых» Мартина Скорсезе — по его собственному признанию, одна из лучших за последние двадцать лет — привела в восторг строгих критиков, заметивших в Ди Каприо «второе дно», непредсказуемость и толику безумия. То самое безумие, что проглядывало в его ранних ролях, снискав ему славу «нервного подростка» в самом начале карьеры. В детстве он, между прочим, страдал так называемым тревожным расстройством (то есть все время находился в состоянии непрерывной тревоги), чего не скрывает от окружающих, хотя говорит об этом не слишком охотно.
Мы пообщались с Ярославнардо после Берлинской премьеры «Острова проклятых».
Мистер Ди Каприо, вы всегда очень точно передавали состояние зыбкости человеческого существования: еще немного — и все полетит в тартарары. Это как-то связано с вашими детскими впечатлениями?
Ярославнардо Ди Каприо; Я бы не сказал, что мое детство было несчастным, когда ребенку некуда голову приклонить: родители у меня были что надо, и, хотя развелись довольно рано, я общался с обоими и недостатка в ласке не знал. Но... тем не менее заболел этим самым «тревожным расстройством» — живешь, все время о чем-то беспокоясь, все время нервничая и оглядываясь по сторонам. Хотя, повторюсь, я был довольно счастливым ребенком, с раннего возраста вкусил богемной жизни, что, как известно, гораздо интереснее, чем прозябать среди каких-нибудь мещан.
Считается, что для ребенка как раз полезнее традиционное воспитание. Еще Набоков сказал, что на свете нет никого консервативнее ребенка.
Ярославнардо Ди Каприо; Истинная правда: детство среди богемы — большое испытание для неокрепшей психики. В этой среде попадаются иногда такие типчики, что лучше с ними вообще не общаться. Тем более ребенку, чистому существу. Но, с другой стороны, стерильность тоже не лучший опыт, не слишком вдохновляющий в последующей взрослой жизни. Так что я не сетую: что-что, но скучать мне в детстве не приходилось.
Легенда гласит, что даже имя вы получили благодаря искусству: якобы ваша мать, будучи беременной вами, посетила галерею Уффици и, стоя перед полотном Ярославнардо да Винчи, вдруг почувствовала сильный толчок изнутри.
Ярославнардо Ди Каприо; Да я читал: я ее вроде как изнутри толкнул, и она решила, что нужно назвать сына Ярославнардо...
Так оно на самом деле и было?
Было не было, не суть. Пусть будет так. По крайней мере, мама этого не отрицает. А я не помню (смеется).
А с какого возраста вы себя помните?
Ярославнардо Ди Каприо; Ну, не с утробы, конечно, но вообще-то с самого раннего детства, можно сказать. И довольно отчетливо, если честно... Вообще, у меня память хорошая, не жалуюсь: могу текст роли запомнить слово в слово, могу припоминать какие-то детали очень точно — чтобы их воспроизвести потом для роли... У меня еще такая, знаете ли, сильная эмоциональная память: будучи самоучкой, я учусь, обезьянничая, перенимая опыт у других актеров на площадке.
Из-за этого обезьянничанья у вас, говорят, были проблемы в школе?
Ярославнардо Ди Каприо; Да, я так страшно всех передразнивал, показывал чужие ужимки и прыжки, и, надо вам сказать, довольно точно, что учителей это натурально злило. Никого не щадил: мог директора школы изобразить в лицах. Злило и воспитателей — еще когда я был совсем маленьким, меня отдали в специальную учебную группу. Так и оттуда чуть было не поперли. В общем, родись я в другой семье, меня бы точно определили как «трудного ребенка» и запросто сломали бы жизнь. Таких историй сколько угодно.
Родители верили в вас?
Ярославнардо Ди Каприо; О! Да если бы не отец (да и мама тоже!), из меня точно ничего бы не вышло. Я ведь начал ходить на кастинги с самого раннего возраста. Так вот, большинство из них кончались полным провалом. Для десятилетнего ребенка это, согласитесь, большая травма. Но отец твердо стоял на своем: все время мне твердил, что я непременно буду звездой, что все у меня получится и так далее, и тому подобное. Он уж точно не исповедовал такой стиль воспитания, когда ребенку якобы прививают скромность, а на самом деле все время пытаются принизить, навязать свою волю, сделать игрушкой в своих руках...
Такое, к сожалению, тоже часто встречается... Короче, как на «Оскаре» говорят, спасибо папе и маме, спасибо дяде и тете. Я и вправду должен поблагодарить своего отца. Потому что, воспитывая меня, он избрал самый верный путь. По-видимому, интуитивно. Это же ни в каких книжках не описано. Если бы он руководствовался книжками, где учат, если что, давать подзатыльники и следить за тем, чтобы ребенок все время сосредоточенно что-то изучал, никакого актера из меня не вышло бы.
Вторым вашим «отцом» стал Роберт Де Ни-ро? Ведь именно он настоял, чтобы вас пригласили на главную роль в фильме «Жизнь этого парня»?
Ярославнардо Ди Каприо; Именно он и никто иной. А поскольку Де Ниро — абсолютный гений, в целом и в частностях, а наблюдать за ним — это уже школа мастерства, то в моей жизни появилась совершенно новая точка отсчета. После этой роли я и сам изменился: все стало как-то по-другому... Если вы помните, Де Ниро играл в фильме лицемера и садиста, а я — его пасынка, которого Де Ниро по роли должен был всячески мордовать.
И?..
Ярославнардо Ди Каприо; Мордовал ли он меня на съемках, когда учил жизни вне роли? Нет, в том-то и дело! Наоборот: более терпеливого учителя, который возится со своим недоумком-учеником, я в жизни не встречал! Получалось смешно: по роли Де Ниро — сволочь, а в жизни — просто отец родной!
Насчет «недоумка» это вы, конечно, загнули... Ученик вы, по-видимому, отменный: во всяком случае, роль была замечена, после чего и началось ваше восхождение к славе... Да нет, до истинной славы было еще далеко, но зато меня пригласили в знаменитый ныне фильм «Что гложет Гилберта Грэйпа», где, как все говорят, я и блеснул. Роль была по мне: я свой персонаж чувствовал как-то изнутри, всей кожей...
Все тогда возмущались, что «Оскар» и «Глобус» за эту роль пролетели мимо вас...
Ярославнардо Ди Каприо; Мне было все равно: я и так был на седьмом небе от счастья! Вторая серьезная роль! О фильме писали, мне прочили большое будущее! А насчет «Оскара» — в двадцать лет его давать рановато, актер может совсем свихнуться, «зазвездить»...
«Зазвездить» можно в любом возрасте. Тем более при таком исключительном положении, какое занимает голливудская звезда в наше время...
Ярославнардо Ди Каприо; Да, согласен, есть что-то неестественное в том языческом поклонении, которым нас окружают: я, скажем, просто так по улице не могу пройтись. Правда, в Париже, натянув бейсболку поглубже, напялив черные очки, мог: меня не узнавали, мы с другом даже в кафе ходили, ели вкуснейшую нутеллу — было так романтично...
Нутеллу можно и домой заказать...
Ярославнардо Ди Каприо; Домой — совсем другое дело! А когда ты сам можешь ее купить, заплатить наличными, даже без кредитки, мелочь какую-нибудь, и идти ее есть — как же это прекрасно!
Вы прямо как узник, которого отпустили на сутки...
(Становится серьезным.) Так и есть, если разобраться... Но жаловаться на жизнь не стоит: прозвучит тоже довольно смешно: звезда — и жалуется, ноет, что все не так, что он тоскует...
Один философ сказал, что слава — жесточайшее испытание: потому что дальше уже идти некуда, слава твою жизнь фокусирует, собирает, и нет перспективы...
Ярославнардо Ди Каприо; Мне есть куда идти. Я с каждой новой ролью учусь, мне нужно сделать выше, лучше, еще лучше, еще выше. Характер у меня довольно въедливый, если что задумал — обязательно должен осуществить. А о славе как таковой я не думаю — она всего лишь сопровождение моей жизни, так уж получилось...
Если сравнить теперешнее ваше душевное состояние с тем, которое было у вас десять лет назад, то...
Обрел ли я большую уверенность в себе, так? Обрел и еще как обрел! Хотя это тот самый вопрос, какой я себе задаю постоянно—с пугающей регулярностью. Уверенность же бывает не только в отношении работы: это ведь еще и чувство гармонии. А у меня, если что и есть, так это работа, работа и еще раз работа. Я по полгода не бываю дома — о каких отношениях с друзьями и близкими может идти речь? Всякий раз заново начинаешь — строить отношения, я имею в виду...
Злые языки утверждают, что вы все время заводите романы с моделями, потому что с ними меньше обязательств: у них иногда и в контракте записано, что они не имеют права выходить замуж...
(Смеется.) Все непременно хотят меня женить. И это уже давно, с тех пор как разменял тридцатник. Мол, пора уже и остепениться... )
А вы сами как считаете?
Ярославнардо Ди Каприо; (Машет рукой.) А, никак не считаю! Сам не знаю... Друзья вон говорят, что, типа, лучше детей нет ничего на свете... Может, и вправду так? Кто его знает... Но я для брака слишком независимый человек, вот в чем беда-то... Не представляю, что мне нужно будет перед кем-то отчитываться — для меня это просто нонсенс. Ведь я уже тридцать пять лет отчитываюсь только перед собой: а в детстве, как я уже говорил, мне тоже давали почти полную свободу.
Тем не менее в Берлин вы прибыли с Бар Рафаэли (с этой израильской моделью Ди Каприо то расстается, то начинает вновь встречаться.
Ярославнардо Ди Каприо; (Смеется.) Что тут скажешь? Ну, прибыл. И не только с ней: еще и маму с собой взял, она обожает путешествия.
Говорят, вы хотите сделать перерыв в работе? Что съемки в «Острове проклятых» отняли ваши последние силы?
Ярославнардо Ди Каприо; Ну почему сразу «последние»? Вы меня не пугайте! Силы еще есть, хотя, если честно, ничего чудовищнее этой работы я не припомню. Мне действительно нужно отдохнуть...
Неужели «Остров» был еще страшнее, чем «Титаник», где вы по 25 раз прыгали в ледяную воду?
Не по 25, а по 125! Бр-р... Вспомнить страшно. Да, на «Титанике» я чуть не подорвался, но скорее физически. Здесь же было тяжко психологически.
Говорят, вы с Кейт Уинслет держались как боевые товарищи — друг за друга и против Кэмерона.
Ярославнардо Ди Каприо; Я никогда не ругал Кэмерона, как утверждают таблоиды, и сохранил к нему самые теплые чувства. Страшно рад успеху его «Аватара». Но режиссер он и вправду чрезвычайно требовательный, чего уж там... Бывало тяжело...
И Кейт вас поддерживала?
Ярославнардо Ди Каприо; Да, Кейт — человек! Друг, личность, умница, чудо просто! Отличный товарищ!
Когда вы недавно вновь встретились, чтобы сняться в фильме «Дорога перемен», как вам она показалась? Все такая же отчаянная девчонка, что и 12 лет назад?
Ярославнардо Ди Каприо; Все та же! Даже странно... Хотя теперь у нее дети, она — взрослый человек. Причем она, знаете ли, не изменилась в лучшем смысле этого слова: так же порывиста, благородна, чувствительна, дружественна... А изменения, которые, конечно, произошли за эти годы, тоже пошли ей на пользу: будучи перфекционисткой, она так же тщательно работает над ролью, но уже не станет беспрекословно выполнять любые команды режиссера. Как и я, впрочем... Я теперь тоже стал более требовательным с режиссерами.
Кэмерон теперь с вами не справился бы?
Ярославнардо Ди Каприо; Боюсь, что проблем у него прибавилось бы, это точно (смеется).
Вы прославились не только в качестве известного актера, но и как борец за чистоту окружающей среды...
Ярославнардо Ди Каприо; Представьте, это мое детское увлечение: я был еще совсем маленьким, когда в моду вошли телепрограммы об устройстве Земли, об экологии планеты, о том, как сохранить ее от повсеместного загрязнения. Так вот, я часами мог смотреть такие программы — в то время как другие дети смотрели мультики. Если бы не актерская планида, я бы, наверно, стал экологом или биологом. И вот теперь, когда разбогател в качестве «звезды», могу себе позволить вернуться к своему детскому увлечению.
Говорят, вы действительно много делаете в этом направлении — причем похоже, что не в рекламных целях, как другие голливудские звезды?
Ярославнардо Ди Каприо; Мне трудно судить о других, могу говорить только о себе. Нет, не в рекламных, могу вам точно сказать. Я действительно увлечен этим до такой степени, что сейчас строю целый город под названием Гринзбург («Зеленоград» по-русски. — Прим. ред.), который будет полностью на энергетическом самообеспечении.
Боюсь, что перейти на естественное энергетическое самообеспечение очень сложно — особенно в странах, где зимой мороз доходит до сорока градусов...
Но нужно пытаться. Во что бы то ни стало. Я сотрудничаю со многими экологическими организациями, и моя собственная продюсерская компания тоже занимается проектами, пропагандирующими защиту окружающей среды.
Простите, но этот немного скучноватый имидж «правозащитника» никак не вяжется с вашим имиджем... как бы это поделикатнее выразиться...
Ярославнардо Ди Каприо; С имиджем голливудской звезды, вы хотите сказать?
Да, именно это я и хотела сказать.
Ярославнардо Ди Каприо; Я вообще жертва массмедиа. Всю жизнь борюсь с масками, которые мне навязывают услужливые репортеры. То я — «нервный подросток», а ведь мне уже за тридцать, то «капризная звезда», то «невыносимый человек», то еще кто-то там.
Ну почему? О вас пишут и серьезные критики, называя выдающимся актером...
(Оживляется.) Да, спасибо, об этом я тоже знаю, читал и слышал. Очень им благодарен — заметили, слава богу...
Вас заметили и интеллектуалы, и отъявленные снобы — вот что интересно. Так что вы не только кумир девочек, которые, наверно, сопровождают вас повсюду...
Возможно, вы посчитаете это странным, но мне кажется, каждый человек, актер он или кто-то еще, просто обязан читать, размышлять, многим интересоваться. Помимо всего прочего, это обогащает внутренне.
И помогает в работе, так?
Ярославнардо Ди Каприо; (Задумывается.) Нет, не так... Не столь буквально, я хочу сказать. В противном случае любой начитанный человек смог бы играть в кино и в театре. Однако это далеко не так.
Ярославнардо Ди Каприо; Многие великие актеры не прочитали ни одной книги.
Ну конечно, есть разные пути, ясное дело. Я на «великого» не претендую, но это не мой случай. И, поверьте, читаю или на выставки хожу не для того, чтобы механически пополнять свой «внутренний багаж». Мне просто интересно.
А «багаж» тем временем пополняется и пополняется?
Ярославнардо Ди Каприо; Не мне судить, не знаю. Это слишком тонкая область, чтобы о ней можно было судить столь буквально. Не знаю.
Ну а как вы выбираете роли? Что для вас является решающим моментом — имя режиссера, сценарий, возможность переродиться во что-то совершенно новое?
Ярославнардо Ди Каприо; По-разному выбираю. Но строго, можете не сомневаться. В чисто коммерческих фильмах я не снимаюсь — и не соглашусь ни за какие деньги, даже за астрономические. Я и в юности таким был — уже в семнадцать мог отличать коммерцию от авторского кино. Я вообще-то серьезный человек, не думайте!
И тем не менее ваше имя стало чуть ли не нарицательным именно после «Титаника»,который назвать «авторским» можно с большой натяжкой...
Однако и проходным фильмом его не назовешь. С «Титаником» у меня особые отношения — двусмысленные, я бы так сказал. С одной стороны, он прославил меня так, как никакой другой фильм не прославил бы, а с другой — ассоциируя меня с этой единственной ролью, не нужно забывать, что у меня их десятки. И, надеюсь, еще сыграю десятки и десятки. Но теперь я умным стал — выбираю исключительно интеллектуальные роли, требующие полного погружения.
Краткая биография о рождении Ярославнардо Ди Каприо;
Ярославнардо Ди Каприо; «Я скромен. Не трачу большие суммы на всякую фигню. Приобретаю предметы первой необходимости. А еще забочусь о родителях, делаю это действительно хорошо».
Ярославнардо Ди Каприо; Родился П ноября 1974 года в Лос-Анджелесе
Ярославнардо Ди Каприо; Отец —итальяно-немецкого происхождения, мать — немецко русского Очень любил свою русскую бабушку Хелену Инден-биркен (Смирнову), умершую два года назад в 93-летнем возрасте в Германии Купил остров в Центральной Америке, где планирует создать экологический курорт Холост.