Кто он такой? Генри Парланд или , если еще проще,то Henry Parland (1908, Выборг — 1930, Каунас)
Финский поэт и прозаик, писал на шведском языке.
Наиболее яркий представитель финского модернизма.
Отец — инженер, шотландско-немецкого происхождения, мать — прибалтийская немка, сестра философа Василия (Вильгельма) Сеземана. Мать и отец выросли в Санкт-Петербурге. Генри, как все в семье, говорил на русском и немецком языках, но писал по-шведски.
В 1927 году по окончании гимназии Генри Парланд поступает на юридический факультет университета Хельсинки.
Как поэт испытал влияние русского футуризма, особенно увлекался Маяковским. В критических статьях развивал положения А.Белого, ОПОЯЗа.
Большое влияние на интерес Парланда к России оказала его дружба с русской танцовщицей Верой Сотниковой, которая некогда водила знакомство с известными литераторами и числила в своих друзьях Илью Эренбурга, Федора Сологуба и многих других. Юный Парланд увлеченно впитывал новые модернистские открытия во всех областях искусства и литературы. В его дневниках той поры можно найти записи о Бабеле, Белом, Пастернаке, Олеше, Тынянове, Гладкове, Шкловском, Жирмунском.
В 1928 переехал в Литву, поселился в Каунасе, выучил литовский язык. В Литве Генри Парланд стремится как можно больше узнать о культуре страны, в которой он волею судьбы оказался, знакомится с литовскими поэтами и национальной «богемой» и, словно задавшись целью соединить различные культуры, пишет (по-немецки) для литовской публики обзоры новейшей литературы скандинавских стран, а в Финляндию отправляет статьи о самых ярких явлениях современного искусства, с которыми знакомится в Каунасе. Он искренне убежден, что финскому читателю интересно и важно знать о культурных достижениях соседних стран.
Статьи Парланда о литературе Швеции, Финляндии, России, Германии поражают эрудицией автора, глубиной анализа, взвешенностью выводов — не лихостью суждений, зачастую свойственной начинающим критикам, а мудрым стремлением понять и проследить тенденции развития литературы в разных странах. Но Парланд пишет не только о литературе и искусстве, его интересует собственно «дух времени» в самых разных его проявлениях — от увлечения автомобилями до моды и танцев. Столь широкий тематический спектр вовсе не означает поверхностного взгляда бойкого журналиста: о чем бы ни писал Парланд, он скрупулезно подбирает факты, логически выстраивает свои рассуждения, стремится показать каждое явление в динамике, развитии.
Активная литературная деятельность объясняется и сложным финансовым положением молодого писателя. Литературные заработки — важная статья дохода вечно нуждавшегося юноши.
Необычайно одаренный молодой человек, за несколько лет творческой жизни Парланд успел издать сборник стихов, высоко оцененных современниками, написать десятки рассказов, опубликовать статьи и эссе о литературе, кино, театре, балете и, наконец, написать прославивший его роман «Вдребезги».
Скончался от скарлатины в 22 года.
Значительная часть наследия писателя опубликована после его смерти братом, писателем и психиатром Оскаром Парландом.
Литературное наследие Генри Парланда открывалось читателям постепенно: на протяжении ХХ века его произведения переиздавались несколько раз, имя неизменно упоминалось во всех трудах по истории финской литературы, но суть и глубина его творчества оставались долгое время непознанными и неоцененными. Спустя почти столетие книги Генри Парланда возвращаются в литературный обиход и звучат на удивление современно./ Henry Parland (1908, Выборг — 1930, Каунас)
Финский поэт и прозаик, писал на шведском языке.
Наиболее яркий представитель финского модернизма.
Отец — инженер, шотландско-немецкого происхождения, мать — прибалтийская немка, сестра философа Василия (Вильгельма) Сеземана. Мать и отец выросли в Санкт-Петербурге. Генри, как все в семье, говорил на русском и немецком языках, но писал по-шведски.
В 1927 году по окончании гимназии Генри Парланд поступает на юридический факультет университета Хельсинки.
Как поэт испытал влияние русского футуризма, особенно увлекался Маяковским. В критических статьях развивал положения А.Белого, ОПОЯЗа.
Большое влияние на интерес Парланда к России оказала его дружба с русской танцовщицей Верой Сотниковой, которая некогда водила знакомство с известными литераторами и числила в своих друзьях Илью Эренбурга, Федора Сологуба и многих других. Юный Парланд увлеченно впитывал новые модернистские открытия во всех областях искусства и литературы. В его дневниках той поры можно найти записи о Бабеле, Белом, Пастернаке, Олеше, Тынянове, Гладкове, Шкловском, Жирмунском.
В 1928 переехал в Литву, поселился в Каунасе, выучил литовский язык. В Литве Генри Парланд стремится как можно больше узнать о культуре страны, в которой он волею судьбы оказался, знакомится с литовскими поэтами и национальной «богемой» и, словно задавшись целью соединить различные культуры, пишет (по-немецки) для литовской публики обзоры новейшей литературы скандинавских стран, а в Финляндию отправляет статьи о самых ярких явлениях современного искусства, с которыми знакомится в Каунасе. Он искренне убежден, что финскому читателю интересно и важно знать о культурных достижениях соседних стран.
Статьи Парланда о литературе Швеции, Финляндии, России, Германии поражают эрудицией автора, глубиной анализа, взвешенностью выводов — не лихостью суждений, зачастую свойственной начинающим критикам, а мудрым стремлением понять и проследить тенденции развития литературы в разных странах. Но Парланд пишет не только о литературе и искусстве, его интересует собственно «дух времени» в самых разных его проявлениях — от увлечения автомобилями до моды и танцев. Столь широкий тематический спектр вовсе не означает поверхностного взгляда бойкого журналиста: о чем бы ни писал Парланд, он скрупулезно подбирает факты, логически выстраивает свои рассуждения, стремится показать каждое явление в динамике, развитии.
Активная литературная деятельность объясняется и сложным финансовым положением молодого писателя. Литературные заработки — важная статья дохода вечно нуждавшегося юноши.
Необычайно одаренный молодой человек, за несколько лет творческой жизни Парланд успел издать сборник стихов, высоко оцененных современниками, написать десятки рассказов, опубликовать статьи и эссе о литературе, кино, театре, балете и, наконец, написать прославивший его роман «Вдребезги».
Скончался от скарлатины в 22 года.
Значительная часть наследия писателя опубликована после его смерти братом, писателем и психиатром Оскаром Парландом.
Литературное наследие Генри Парланда открывалось читателям постепенно: на протяжении ХХ века его произведения переиздавались несколько раз, имя неизменно упоминалось во всех трудах по истории финской литературы, но суть и глубина его творчества оставались долгое время непознанными и неоцененными. Спустя почти столетие книги Генри Парланда возвращаются в литературный обиход и звучат на удивление современно.