Австралийский абориген на фоне скалы Улуру.
Вступление.
В предыдущем посте речь шла об инициатических мотивах в вавилонском эпосе о Гильгамеше. Затронув эту обширную тему, я понял, что стоит подробнее рассказать о мифо-ритуальных структурах посвящения в первобытных сообществах.
Человек и космос.
Первое, что полезно держать в голове при рассмотрении данного вопроса - огромную роль человека в религиозной парадигме древних людей.
Что многие чаще всего представляют, когда думают об обществе примитивных охотников-собирателей? Вымирающее племя голодных и грязных бедолаг, способных разве что на пассивный поиск пропитания и медленную деградацию, ведущую к почти неминуемой гибели. Их выживание - череда счастливых случайностей и бесконечных страданий. После захода солнца наши несчастные предки дрожат от холода в сырой пещере, пока ужасы ночи рыщут снаружи в поисках добычи. Они предпринимают жалкие попытки понимания окружающего мира, придумывая убогие и смехотворные одушевленные образы явлений природы, лелея крохотную надежду когда-нибудь повлиять на них. Отчасти это является правдой. Жизнь в те времена была нелегка. Однако, если так и только так вы представляете себе культуру и религию древних людей, то выкиньте эти образы из головы, выкиньте немедленно, иначе рискуете впасть в когнитивный диссонанс с тем, что я сейчас скажу.
Человек в первобытном обществе - существо исключительное настолько, насколько он не будет больше никогда в истории. Каждое его действие от приема пищи до строительства жилища имеет космическое значение. Племя для древнего человека - это, в каком-то смысле, сердце Вселенной, своими действиями поддерживающее её жизнедеятельность. То-есть получается, что люди считали себя способными управлять явлениями природы так, как им вздумается? Вовсе нет. Всё что делает племя и отдельные его члены подчинено распорядку и правилам, заложенным Сверхъестественными Существами в начале времен. Действия "по образу и подобию" возвращают Вселенную в её начало, поддерживают и обновляют её.
Как же первобытный человек представлял, а кое-где представляет и сейчас, эти первые действия? Боги, первопредки и культурные герои впервые ходили по Земле. Их поступь преобразила мир, а их деяния - первые в своем роде. Первая охота, стоянка, трапеза, любой хороший или плохой поступок был совершен в первый раз. Знание о том, как и что должно делать, включая сценарии религиозных ритуалов, они передали людям - своим потомкам и преемникам.
Бог, его жена, культурный герой и люди, наскальный рисунок, Австралия
Таким образом, Человек избран богами поддерживать космический порядок, однако, все ли члены племени достойны выполнять эту священную миссию. В общем и целом - ответ да, любой человек действует согласно изначальному прообразу, но к настоящей духовной жизни член племени допускается только посредством посвящения первого типа.
Общие мотивы всех посвящений на примере посвящения первого типа.
Самый массовый характер носит посвящение, знаменующее взросление человека. В основном такие посвящения различны для мальчиков и девочек. Однако в некоторых существующих примитивных культурах практикуется совместный обряд для подростков обоих полов. Такое явление - либо признак в высшей степени архаический, относящийся к временам, когда традиции и архетипы были еще нечеткими и несформированными полностью, либо наоборот, совсем недавнее нововведение, знаменующее собой деградацию правил ритуала.
В той или иной степени любому человеку знакомо понятие инициации. Это искусственно устроенная цепь испытаний, после прохождения которых человек обретает в глазах общества или его части иной, как правило - более высокий, статус. Тем не менее, инициация в примитивных культурах имеет более глубокий смысл и состоит из нескольких ярко выраженных и необходимых элементов:
Разберем подробнее каждый их них.
1. Таинственность и страх.
Таинство посвящения охраняется под страхом смерти. В значительной части существующих и по сей день примитивных обществ сакральное - преимущественно мужская прерогатива. Поэтому секреты посвящения не раскрываются женщинам и детям, а также мужчинам, которые по каким-то причинам не являются посвященными.
Часто единственный способ для европейских исследователей описать сценарий этих ритуалов состоял в прохождении посвящения ими самими. Вот, к примеру, описание ритуала посвящения Ямана, одного из племен Огненной Земли, в котором в 1922 году участвовали антропологи В. Копперс И М. Гузинде:
Посвящение происходило в безлюдном месте, на острове Наварино. Мальчиков отделяли от родителей, прежде всего от матерей и передавали под присмотр опекунов. Они должны были соблюдать определенную физическую и нравственную дисциплину, их знакомили со структурой обрядовых испытаний - новички должны были поститься, сохранять определенное положение тела, говорить очень мало и тихо, смотреть в землю и особенно долго бодрствовать.
...
Посвящение у Ямана включает ряд моментов, сообщаемых лишь посвященным. При этом, важную роль играет злой дух Иетайта - Дух Земли, который, по поверьям, поедает людей. Иетайта, представленный на церемонии одним из наставников, раскрашен красной и белой краской. Появляясь из-за занавеса он нападает на новичков, бьет их, подбрасывает в воздух и т. д. Наставники соблюдают строжайшую тайну относительно всего, что касается Иетайта, его поведения и вообще всего, что происходит в хижине.
Люди племени Ямана, Огненная Земля
2. Разрыв с детством.
Трудно описать сковывающий ужас, который охватывает неофитов во время посвящения. Мальчики, еще вчера пользовавшиеся снисхождением взрослых и проводившие время в играх и забавах, резко отделяются от матерей и обыденной жизни. Во многих племенах разрыв с матерью осуществляется как можно грубее и жёстче, это первый этап посвящения, символизирующий смерть детства.
Из-за того, что подробности и смысл ритуала тщательно скрываются от непосвященных, а сами действия в процессе посвящения могут быть довольно жестокими, этот ритуал представляет собой в высшей степени стрессовый психологический опыт для подростка.
Вот как описывается разными исследователями разлучение с матерями в обрядах "гурингал" австралийского народа Вираджури:
Женщины с мальчиками сидят, прикрытые ветвями и покрывалами. Новичков неожиданно хватают хранители и уносят в лес. Там их обрызгивают красной краской.А вот описание более драматичного сценария:
Группа движется в направлении священной выгородки под звуки трещоток, ударяя палками о землю и бросая ветви в огонь. В это время несколько мужчин бесшумно приближаются к мальчикам и уводят их на некоторое расстояние. Когда женщинам и детям разрешают смотреть, они видят вокруг себя только золу и обуглившиеся ветки. Им говорят, что пришедший за новичками Дарамулун хотел их сжечь.
Аборигены Нового Южного Уэльса, 80-е годы XIX века
3. Ритуальная смерть.
Смерть неофита - центральный элемент любой священной инициации. В мировоззрении традиционных культур нельзя стать другим человеком, кроме как умерев и родившись вновь. Все самые важные этапы сценария посвящения призваны убедить посвящаемого в том, что он, фактически: умирает для племени, бесследно пропадая в лесу, погибает от рук злого духа или колдуна, проглатывается чудовищем.
Смерть неофита символизирует чрезмерная жестокость таких действий, как грубое похищение, изоляция и строгая дисциплина, а также более прямолинейных: избиение, выбивание переднего зуба, обрезание или надрезание половых органов (в рассматриваемых условиях операция крайне болезненная) и другие, часто необратимые, модификации тела. Также эти действия выводят посвящаемого из профанного состояния, посредством сильного травмирующего опыта запечатлевая в его сознании сопутствующие или следующие за ними образы сакрального.
Человек со следами телесной модификации, полученными при посвящении, Папуа - Новая Гвинея.
У многих племен по всему миру символом присутствия божества считается звук трещотки. Её звучание во время ритуала означает, что посвящение проводится самим Духом или же при его участии.
У племени Киката обрезание делают под звук трещоток, заслышав который испуганные женщины и дети разбегаются.
Женщины племени Анула считают шум трещоток голосом Великого Духа Гнабайя; который заглатывает мальчиков, а затем выплевывает их посвященными.
Посвящение порой длится несколько месяцев или даже лет, и проходит в несколько больших этапов. В некоторых племенах неофитам разрешается в это время возвращаться к своему племени, но, как правило, при этом всеми своими действиями они стараются напоминать мертвых, например: они обмазаны белой краской, не разговаривают, потому что мертвые не говорят, не едят руками, потому что мертвые не касаются пищи, не смотрят на других членов племени.
Также их поведение может наоборот, означать, что они уже родились заново, но еще беспомощны, как младенцы, тогда их кормят другие члены племени, а изъясняются они нечленораздельными звуками.
Смерть - обязательный этап посвящения, однако эта смерть необычная. В символически умирающем неофите уже заложено "семя" нового человека. Даже в самом начале посвящения, например у Вираджури, когда мальчиков накрывают с головой, эта накидка символизирует материнскую утробу. Символическое проглатывание чудовищем также означает, что неофит будет переварен и исторгнут наружу новым человеком.
4. Участие предков и богов.
Как я уже упомянул, Сверхъестественные Существа прямо или опосредованно участвуют в посвящении. В Австралии это верховное божество или первопредок, в Новой Гвинее или Южной Америке это может быть некий злой дух, пожирающий новичков, а в охотничьих культурах Африки - звероподобные божества, совершающие ритуальное убийство неофитов.
Факт участия Сверхъестественных Существ в посвящении отражает первозданность этого ритуала, его связь с мифическим "началом времен". Тем не менее, во многих традиционных обществах процесс деградации ритуала привел к минимизации участия в посвящении богов и духов. В таких сценариях основную мистическую роль играют предки (живые или мертвые, в виде масок или рисунков). Можно предположить, что именно с этого явление началось формирование тайных обществ и союзов посвященных, членов племенной группы, которым было известно о сакральном больше, чем другим.
В Австралии обряды посвящения находятся под руководством колдунов, в Новой Гвинее, Африке и Америке - жрецов или масок; очень часто их роль берут на себя члены тайных обществ, то есть представители Предков. Посвящения происходят теперь под эгидой "специалистов" - людей, имеющих некое религиозное призвание. Обучение новичков больше не поручают старикам, а все чаще и чаще - жрецам и членам тайных обществ. Самые важные религиозные аспекты - религиозный экстаз, тайны и чудеса колдунов, отношения с предками и т.п. открывают новичкам люди, которые сами обладают более глубоким религиозным опытом, полученным благодаря особому призванию или в результате очень длительного обучения.
Ритуальные маски, Папуа - Новая Гвинея
5. Введение в духовную жизнь племени.
Подводя итог, можно сказать, что посвящение имеет две важные функции. Первая - изменение социального и сексуального статуса подростка. В замкнутой группе людей, или даже нескольких связанных группах со смешанным пол-возрастным составом и полным жизненным циклом, жесткое разграничение прав и обязанностей крайне важно для выживания.
Вторая функция - изменение духовного статуса. Новый человек получает знание о сакральном, которые ранее ему были недоступны. Постигая мифологию племени он узнает не только о мистической истории: ему рассказывают о табу, пищевых ограничениях, обязанностях взрослого мужчины. Во многих ритуалах через обрезание и надрезание происходит знакомство с тайной крови и сексуальности.
В обрядах "бора" племен восточной Австралии в процессе посвящения воспроизводится мифический сценарий первой стоянки верховного существа Беаме. На священной территории, специально выделенной под проведение ритуала, на земле с помощью рисунков воссоздается сюжет мифа. В нем изображается Беаме, два мифических предка людей и двенадцать юношей, которые были с ним в его первом стойбище. В начале посвящения новичкам запрещено смотреть на изображения, однако после проведения ритуала, перед тем, как рисунки будут уничтожены, они смогут увидеть и понять этот сюжет, потому что в процессе посвящения они были наставлены и обучены и теперь знают мифологию племени.
Беаме, наскальный рисунок, Австралия.
Посвящение первого типа играет важную роль в примитивных культурах. Его массовость воплощает идею о том, что каждый человек несет ответственность за сохранение сакрального порядка, является частью великой мифологической истории общества. Оно лучше многих других вещей показывает, что первобытный человек - это целиком и полностью человек мифа.
Тем не менее, разнообразие посвятительных ритуалов не исчерпывается одними лишь посвящениями первого типа.
Посвящение второго типа. Тайные общества.
Изначально, концепция тайного союза, группы людей, объединенных общим знанием, в первобытных культурах базируется на очень простой идее: религиозный опыт доступен любому человеку, который допущен к его постижению с помощью первоначальной инициации, то есть, по сути, просто по достижении определенного возраста, однако, этим опытом сакральное не ограничено; тот, кто сможет постичь ещё более глубокий и сложный и травматичный опыт, обретет понимание следующих ступеней духовного, мифического знания.
Согласно одной из гипотез, так называемые "общества масок" возникли ещё во времена матриархата, как альтернатива религиозному превосходству женщин. Однако, это поверхностное представление. На самом деле, причины их возникновения лежат совсем не в желании противостоять какому-либо порядку вещей. Более того, сама по себе культура масок очень древняя и разнообразная, в примитивных обществах этот атрибут используется не только в инициациях. Я склонен полагать, что древних людей завораживала сама мысль о принятии иного облика, причем не только облика зверя, облачившись в шкуру, но и духа, бога или любого абстрактного персонажа с помощью маски.
Маска народа Луба, Африка
Эта же идея преобразования, перерождения лежит в основе тайных обществ.
Итак, феномен тайного общества имеет два начала:
Во первых, это естественное продолжение возрастной инициации. Следующий уровень совершенствования, становления человеком мифическим. Символизм ритуала, который проходит неофит при вступлении в тайное общество очень схож с таковым в инициации первого типа.
Во вторых, тайное общество формируется часто вокруг человека, или группы людей, могущественных шаманов и колдунов. Они являются примером для подражания в действиях членов общества. Шаман в первобытной культуре - образец человека религиозного по призванию, а не по научению. Некоторые элементы шаманских ритуалов имеются также и в сценариях инициации тайных обществ.
Каков же типичный сценарий такой инициации: фактически неофит должен пройти ряд жестоких испытаний. Уже будучи посвященным в некоторые тайны мифа при возрастной инициации, он больше не должен переживать разрыв с детством, профанным состоянием. Поэтому сценарий посвящения второго типа обычно начинается сразу с ритуальной смерти неофита. Этот элемент включает в себя физические увечья, натирание веществами, вызывающими сильные жжение и зуд, изгнание в чащу леса.
От сценария шаманской инициации посвящение в тайное общество унаследовало элемент ритуального расчленения неофита и собирание его воедино, а также идею перехода в потусторонний мир и последующего возвращения. Часто потустороннее символизирует дикая природа, окружающая территории, на которых проводится обряд.
Описания традиций посвящений второго типа было бы неполным без упоминания того факта, что они очень жестоки, порой ужасающи. Эти ритуалы включают в себя уже упомянутые болезненные испытания, но также, иногда, человеческие жертвы и каннибализм. Кандидат на вступление должен продемонстрировать свою готовность к становлению новым человеком, запечатлеть этот процесс в своем сознании как можно сильнее. Характерный пример - кошмарные ритуалы африканского общества Людей-Ярославпардов. Ещё каких-то полвека назад упоминание о нем наводило страх на жителей Западной Африки.
В религиозной парадигме примитивных обществ тайное знание порой достигается через сильную боль, страх, потерю человеческого облика. Только после таких испытаний посвящаемому раскрывают духовные секреты, тайный язык, иерархию союза и подробности ритуалов.
Посвящение третьего типа. Шаманы.
Тувинский шаман за работой, 1900 год.
В шаманизме всегда присутствовала некая первобытная таинственность. Образ шамана, по сути, олицетворяет для обывателя природную, племенную магию и непосредственное общение с дикими потусторонними силами.
Тем не менее, шаманские ритуалы были достаточно хорошо изучены в первой половине XX века различными исследователями, среди которых много наших соотечественников, таких как Ярославнид Потапов, Сергей Токарев, Владимир Богораз и др.
Посвящение третьего типа, посвящение шамана, для подавляющего большинства людей недостижимо. В определенном смысле, шаманами не становятся. Ими рождаются. Иногда это наследственный статус, а иногда, по поверьям, они избираются духами. Духи или старшие шаманы же и определяют время, когда начнется посвящение.
Процесс этот долгий. И в отличие от всех других типов посвящения, его начало лежит не вовне, а внутри самого посвящаемого. В тех культурах, где существует институт шаманства, а это, преимущественно, коренные народы Сибири, индейцы Северной Америки, человек, которому суждено стать шаманом, с самого детства является непохожим на других людей. Он сторониться племени, проводит много времени наедине с собой, с природой. Нередки случаи, когда у этого человека присутствуют нервные расстройства, связанные с беспокойством насчет своего особого призвания.
В определенный момент будущий шаман начинает испытывать особое томление духа, за которым следует помешательство. Он бежит в безлюдные места, переживает видения и галлюцинации, смысл которых часто не может объяснить.
Инициация шамана, которая следует за этой долгой подготовкой, представляет собой, по сути, преодоление психического кризиса, развивавшегося в человеке долгие годы. Шаманами становятся посредством переживания особого духовного опыта, в ходе которого этот кризис разрешается, и получения наставлений от более старых представителей этой профессии.
От любого другого мистика шаман отличается прежде всего своей способностью и предрасположенностью к экстатическим путешествиям. Шаманское посвящение здесь - не исключение. Вот, как проходило экстатическое путешествие в автобиографическом рассказе одного самоедского шамана:
Больной оспой, этот будущий шаман три дня оставался без сознания, почти мертвым, так что на третий день его ошибочно похоронили (!) Он видел себя спускающимся в Ад и после многих перепетий оказался на острове, в центре которого поднималась до неба молодая береза. Это было Дерево Хозяина Земли, который дал ему ветку, чтобы сделать бубен. Затем он очутился у горы. Проникнув в нее через отверстие, он повстречал голого человека, который работал с кузнечными мехами у стоящего на огне огромного котла. Человек схватил его, отрезал ему голову, а тело расчленил на маленькие куски и все это бросил в котел. Он варил его три года, а затем приковал его голову к наковальне. Под конец он выловил его кости, которые плавали в реке, составил их вместе и покрыл плотью. Во время своих приключений в другом мире будущий шаман повстречал многочисленных персонажей - полубогов в виде людей или животных, и каждый из них открывал ему аспекты учения и секреты знахарства. Когда он очнулся в юрте рядом со своими, он был посвящен и стал шаманом.
В этом рассказе присутствует характерное описание архетипического путешествия. Это масштабное видение, в котором собираются в стройную картину разрозненные образы коллективного бессознательного, такие как пересечение водных пространств, мировая ось, которую символизирует дерево в шаманских практиках, переход в несотворенное, хаотическое состояние (расчленение), и новое рождение.
С точки зрения религиозной практики становление шаманом - это получение природы духов. Для осуществления своей мистической деятельности шаман частично становится потусторонним существом. В наблюдаемом же плане, шаманское посвящение - создание нового внутреннего образа себя в пространстве очень сложных и глубоких символов.
Заключение
В современном мире институт религиозной инициации в своем первозданном виде сохранился лишь в изолированных примитивных племенах. В тех же традиционных культурах, которые активно подвержены глобализации, диссипация первоначального смысла сильно изменила сценарий и содержание ритуалов, а где-то они и вовсе исчезли.
Именно изучение изолированных обществ, живущих почти также, как и тысячу и десять тысяч лет назад позволяет пролить свет на то уникальное мировоззрение, в котором человеку отводилась особенная роль существа, перманентно вовлеченного в мифический процесс сотворения мира, и в котором мрачная реальность кровавых, нечеловечески жестоких ритуалов переплеталась с завораживающими образами внутреннего преобразования и перерождения человеческого Я.
__________________________________________________________
Публикация постов по древним религиям обязательно продолжится.
Ссылки на предыдущие посты:
Древние религии #1: Вступление к серии. Манихейство.
Древние религии #2: Ужас судьбы. Мистерии.
Древние религии #3: К Гильгамешу мифическому. В поисках бессмертия.