Композиция прочно вошла в нашу жизнь!Она нужна нам!

Продолжая нашу занимательную тему о композиции мы с вами посмотрим как все-таки меняются правила композиции и как с течением времени в композиции появляются все новые течения,а также напомним настолько важна сама по-себе композиция в нашей с вами жизни,где любая технология или любое направление домашнего быта становится неотемлимой частью композиции.
Композиция важна всем и взрослым и детям, ведь мир постоянно движется вперед и мы все люди совершенствуемся,кто-то увлекается фотографией,а кто-то просто пробует что-то мастерить или пытается познать мр наизнанку и в любом случае хотя-бы элементарные правила композиции нужно знать,уважать и принимать,точнее учиться на окружающей среде.
А сейчас мы рассмотрим в продолжении темы об том важном и принципиальном моменте,что-же все-таки представляет из себя композиция.

 

Знать тайны композиции очень мало,практически нужно уметь не только нахоить нужные решения самостоятельно и постоянно обдумывать все перспективы развития,но все-таки одно из основных правил-это именно иметь хороший глазомер!

Ваши глаза могут делать чудеса,конечно не без помощи рук,но и других подручных инструментов.

К- Ф. Юон представляет композицию в живописи как конструкцию, которая своими частями распределяется на плоскости, и как структуру, которую образуют также плоскостные факторы.  Как известно, и конструкция,  и структура  являются родственными понятиями и представляют собой целое, но обе они не обязательно могут быть завершенными, замкнутыми.

Искусствоведы Л. Ф. Жегин и Б. А. Успенский считают, что центральной проблемой композиции произведений искусства самых различных жанров и видов является проблема «точки зрения». «...В живописи... проблема точки зрения выступает прежде всего как проблема перспективы»2. Они утверждают, что наиболее совершенны в композиционном отношении произведения со множеством точек зрения (русская икона, произведения современной западной живописи), а построение пространства с одной точки зрения (прямая центральная перспектива) несет в себе признак композиционной аморфности.

Такая позиция Л. Ф. Жегина и Б. А. Успенского является отражением эстетической концепции 20-х годов.

Е. А. Кибрик, выделяя цельность (целостность) не только, как важнейшую черту композиции, но и как один из основных композиционных законов, обращал внимание на то, что цельность закладывается в композиции сразу через нахождение так называемой «конструктивной идеи». Это означает, что Е. А. Кибрик фактически признает в композиции структурную основу, и в частности конструктивную, как разновидность структуры. А мысль его о «конструктивной идее» заключается в том, что настоящая композиция (т. е. целостность, образность и идея в единстве) получается тогда, когда в ней найдена определенная «конструкция», представляющая собой единство с идейным замыслом. Такое понимание сущности композиции Е. А. Кибриком идет в русле наиболее правильного направления исследований понятия «композиция».

Анализ вышеперечисленных Определений и толкований понятия «композиция» показывает следующее. Л. Ф. Жегин и Б. А. Успенский, которв1е проблемы композиции представляют как проблемы «точек зрения» и «перспективы», очевидно, не решают вопроса, что есть композиция. Поэтому их позиция далее рассматриваться не будет. Во всех остальных приведенных определениях заложена идея целостности, единства как свойства композиции. К- Ф. Юон, хотя открыто не говорит о целостности, но его мысль о том, что композиция представляет собой структуру и конструкцию, естественно, предполагает ее.

То, что в этих определениях ставится задача целостности, указывает на определенную правильность мыслей их авторов, так как признак целостности — это главный, родовой признак композиции. Однако в целом все эти определения, безусловно, еще не являются окончательными и полностью раскрывающими сложное понятие «композиция».

Продолжая разговор об определении понятия «композиция»,

приведем еще одно очень интересное и важное определение композиции.

Н. Н. Волков композицию определил так: «...композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла»1. Определение композиции Н. Н. Волковым применительно к произведению искусства является попыткой возвести понятие «композиция» в термин, включив в него существенные свойства, связи и отношения в композиции произведения.

Поскольку «композиция» обозначает соединение, составление частей в целое, то главный смысл, который вкладывается в это понятие, — это стремление к достижению целого, целостности. Поэтому справедливо отметил Волков, что целостность есть основной или, как он назвал, «родовой признак» композиции в изобразительном искусстве. Такое осознание целостности принципиально важно для действительно правильного, подлинно научного понимания сущности явления композиции. Кроме того, прежде чем сформулировать определение композиции, Волков проанализировал такие близкие по смыслу понятия, как «структура» и «конструкция». Причем он справедливо отметил, что «структура» — понятие более общее, «конструкция» же выступает как один из типов «структуры». При этом Волков правильно обратил внимание на то, что понятия «структура» и «конструкция», хотя и обладают признаками целостности, однако не всегда могут быть замкнутыми, завершенными. Композиция же всегда предполагает замкнутость и завершенность. Поэтому в определение композиции Волков включил понятие «структура», которое также предполагает целостность. А чтобы отличить целостность структурную от целостности композиционной, он указал в определении, что композиция — это такая структура, которая обязательно «замкнута» и в которой «элементы фиксированы». Но не всякая замкнутая структура или конструкция будет представлять собой композицию, тем более произведения искусства. Поэтому в определении композиции Волков отметил, что она является такой структурой, все элементы которой связаны единством смысла, необходимого для произведения искусства. Такое понимание композиции представляет собой определенное продвижение вперед по пути к точной формулировке понятия «композиция» в изобразительном искусстве, хотя мысль о том, что целостность в композиции достигается через определенную конструкцию, находящуюся в единстве со смыслом, идеей, не нова. Она, как известно, раньше была высказана Е. А. Кибриком и другими авторами, писавшими о композиции. И Н. Н. Волков отталкивался именно от нее. Таким образом, композиция — это замкнутая структура (также можно сказать и конструкция)     с    фиксированными    и    связанными    единством смысла элементами. Это определение получилось лаконичным, но все-таки и оно не совсем точно, так как в структуре или конструкции возможно перемещение элементов, изъятие некоторых из них или добавление новых (с сохранением в основе все той же конструкции, структуры). Например, в какую-то машину (конструкцию) добавляют небольшую деталь или одну из имеющихся деталей немного изменяют. Машина (конструкция) при этом в основе остается та же. Но этого нельзя сказать по отношению к композиции произведения искусства. Она не может быть как-либо изменена без ущерба своей целостности, художественному образу, идейному замыслу. Эта мысль обязательно должна быть отражена в композиции произведения искусства.

.Определяя композицию как структуру, Волков, очевидно, справедливо стремился сделать формулировку максимум лаконичной и ясной. Однако при этом понятие «целостность» оказалось скрытым в понятии «структура». И открыто в определении композиции  ее   главный    признак — целостность — «не   звучит».

При создании полного и всеобъемлющего определения понятия «композиция» нужно помнить, что композиция относится к формам искусства. Причем она является, по справедливому замечанию Волкова, главной художественной формой произведения изобразительного искусства, объединяющей все остальные. В «Кратком словаре терминов изобразительного искусства» среди различных категорий художественной формы категория «композиция» поставлена на первое место. Это также следует отразить в определении понятия «композиция».

Подводя итоги анализа различных определений понятия «композиция», приведенных выше, следует отметить, что почти все они правильно ориентированы в главном, а именно в объяснении композиции как явления, призванного создавать целостность произведения искусства. Но ни одно определение не является полным, соответствующим современному уровню развития искусства и науки. Наиболее полным, безусловно, следует считать определение, данное Волковым.

В результате анализа этого определения возникла необходимость создания более всеобъемлющего определения понятия «композиция». Для этого необходимо сделать еще три добавления следующего характера. 1. Уточнить, что композиция — это такое целое, в которое ничего нельзя ни добавить, ни убрать. 2. Раскрыть понятие «структура» в тексте определения композиции. 3. Обозначить в определении композиции, что она является художественной формой произведения искусства. При условии включения в определение композиции, данное Н. Н. Волковым, этих вопросов более полное определение понятия «композиция» будет звучать так: «Композиция произведения изобразительного искусства есть главная художественная форма произведения изобразительного искусства, объединяющая все остальные формы, характеризующаяся как целое с фиксированными, закономерно связанными между собой и с целыми частями (элементами), в котором ничего нельзя переместить или изменить, от которого ничего нельзя отнять и к которому ничего нельзя добавить без ущерба художественному образу, это целое, находящееся в неразрывном единстве со смыслом (идеей, содержанием)1 произведения». Это определение понятия «композиция» в изобразительном искусстве в основном, главном смысле, т. е., как главной художественной формы произведения искусства.

Кроме того, понятие «композиция» употребляется еще и для обозначения собственно художественного произведения—в изобразительном искусстве композицией называют картину, скульптурную группу. В узкопрофессиональном смысле композицией часто называется даже этюд, выполненный с натуры. В известном смысле такое определение правомерно, так как целостность и выразительность натурного этюда зависят от . умения художника выбрать мотив и выгодную точку зрения на изображаемое, расположить все элементы в данном размере и формате, осознать «конструкцию» мотива, решить его в цвете, выделив главное, и сделать этюд завершенным. И если завершенный и решенный во всех отношениях этюд соответствует первому впечатлению художника от мотива и тому образу и замыслу, который возник у художника в результате восприятия мотива перед началом работы над этюдом и развивался в процессе работы, то такой этюд будет фактически завершенной картиной.

Таким образом, понятие «композиция» здесь рассмотрено в двух смыслах: 1) в основном — композиция как художественная форма произведения искусства и 2) композиция как собственно произведение искусства.

Композицию можно рассматривать еще в двух значениях: композиция (теория композиции) как наука, т. е. как часть теоретического искусствоведения, и композиция как учебная дисциплина  (учебный предмет).

Композиция или теория композиции как наука в изобразительном искусстве находится в стадии своего зарождения. В связи с этим, естественно, истории этой теории фактически не существует. Однако некоторые вопросы, связанные с проблемами композиции в изобразительном искусстве, уже изучались специалистами.

В книге Н. Н. Волкова «Композиция в живописи» впервые сделана попытка обозначить круг основных проблем теории композиции в изобразительном искусстве. Поэтому, естественно, в книге можно найти много нерешенных вопросов, можно соглашаться или не соглашаться с,автором по поводу трактовки тех

или иных проблем. В целом же попытка эта удачна, так как автор выделил наиболее важные проблемы, относящиеся к теории композиции. Говоря о необходимости создания теории композиции, Н. Н. Волков сформулировал также ряд основных задач, которые призвана решать теория композиции как наука.

Эти задачи действительно охватывают почти весь круг основных проблем теории композиции. Однако, на наш взгляд, в них необходимо включить еще одну существенно важную задачу: исследование объективных частных, специфических законов, представляющих собой проявление общих и всеобщих, действующих в природе и обществе, в том числе в искусстве, и в частности в области композиции, и выступающих как законы композиционные.

Законы эти не будут носить догматический характер, но будут, как считал Н. Н. Волков, чрезвычайно важны для художника, так как в основе их лежит анализ широкого арсенала композиционных форм.

Художник, знающий, например, что целостность не просто свойство композиции, а закон композиции, будет учитывать это в своем творчестве и заранее избегать грубейших ошибок, не тратить на их исправление творческое время.

С учетом сказанного выше основные задачи теории композиции можно формулировать следующим образом:

1)            выработка системы понятий, относящихся  к композиции;

2)            изучение арсенала композиционных форм;

3)            изучение характера связей всех форм в единой структуре отдельного произведения;

4)            анализ в историческом аспекте ряда образцов с целью выявления типологии композиционных решений;

5)            на основе решения предыдущих задач исследование проблем исторических и национальных стилей, проблем историзма, предполагающее глубокое проникновение в сущность каждого жанра искусства и в специфику его форм;

6)            исследование объективных частных, специфических законов, представляющих собой проявление общих и всеобщих, действующих в природе и обществе независимо от сознания людей, в том числе в искусстве, и в частности в области композиции, и выступающих как законы композиционные.

Похожие фото (0)
Все глубже погружаемся в изучение композиции-Это увлекательно!
Давайте испытаем интересное погружение в самую глубину не только теоретических знаний в область композиции,но и попробуем понять саму суть изнутри самого процесса из чего состоит композиция и поверим,что скучно не будет,потому-что сама суть
Что такое композиция в искусстве- Как на практике применить композицию?
Усвоив теоретический и практический минимум,люди получают представление о сущности и значении искусства, о единстве содержания и формы в произведении, об образе и образном мышлении художника, об идее, теме и сюжете произведений искусства, о
Основное в композиции и зачем нам с вами композиция?
А сейчас мы с вами поговорим о композиции в целом,что-же предсавляет из себя композиция и зачем она нам нужна?Где применяется композиция и какие практические уроки мы извлечем из композиции в целом,ведь любая деталь нашей жизни по-сути состоит из
Рисуем натюрморт - Выбираем композицию основные правила!
Мы будем рисовать натюрморты,тогда нам нужно учиться правилам и основам композиции,что такое хорошая композиция и как все-таки совместить натюрморт и композицию?Наверное нужно прежде всего иметь большое желание сделать ваш натюрморт по-настоящему
Рисовать собаку - Рисуем с детьми!
Как рисовать собаку.Собаку рисовать карандашом.нарисуем собачку.Уроки рисования маме с ребенком-Рисуем собаку.Урок рисования для маленьких.  Самый интересный Мир для вашего ребенка-это рисование, сегодня мы посмотрим и попробуем вместе с мамой и
Кошка нарисовать - Срисовки!
Нарисовать кошку.Как рисовать кошку.Рисуем кошек.Срисовки кошек.Кот рисовать.Картинка кошка.Урок как рисовать кошку.  Если кто-то любит рисовать очень сильно и хочет нарисовать кошку своими руками, карандашом или даже красками, то пробовать учиться
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Популярное
Реклама