Развлекательно-Познавательный
Блог!

Все глубже погружаемся в изучение композиции-Это увлекательно!

Просмотров: 604170
Комментарии (0)
Считаешь это интересным? Тогда, поделитесь с друзьями!

Давайте испытаем интересное погружение в самую глубину не только теоретических знаний в область композиции,но и попробуем понять саму суть изнутри самого процесса из чего состоит композиция и поверим,что скучно не будет,потому-что сама суть композиции и заключается в том,чтобы глобально сделать нашу жизнь ярче и интереснее и даже веселее,если хотите,знаете почему? Все просто любая окружающая нас действительность по-сути и состоит из основ композиции,а мы лишь пытаемся найти ее в разных ракурсах,а поскольку композицию мы с вами наблюдаем ежесекундно даже в самых простых ,бытовых предметах,то и познания осном композиции нам будут или должны быть по-крайней мере очень и очень интересными.

 

Композиция-Это есть очень глубокая наука,которая в современном Мире находит и ищет применение не только в живописи,картинах,но и в дизайне,машиностроении,да и в любой сфере деятельности человека,даже для того,чтобы расставить интересно и гармонично домашнюю обстановку,нам нужны навыки грамотного применения композиции!Так что дерзаем и учимся хотя-бы основам,пониманию,что-же такое композиция в жизни?

Следует заметить, что без исследования композиционных форм и характера их связей в произведении, типологии композиционных решений и объективных законов композиции решить такую важную задачу, как выработка системы понятий, относящихся к композиции и смежным вопросам, невозможно. Поэтому задача выработки системы понятий будет решаться постепенно, по мере решения других указанных задач.

Поскольку теория композиции как наука находится в стадии становления и основные, глобальные задачи, которые перед ней стоят, решены еще в малой  мере, приходится, естественно, довольствоваться тем, что уже изучено, известно, более или менее определено, о чем и пойдет речь в этой книге. .

Рассмотрим композицию еще в одном, значении, еще в одной функции — как учебный предмет.

Анализируя развитие композиции как специальной учебной дисциплины в историческом аспекте, можно увидеть, что на этот предмет всегда оказывали влияние композиционные достижения великих мастеров. Естественно, это находило отражение и в практике преподавания изобразительного искусства.

Композиция как учебный предмет появилась значительно позже, чем такие дисциплины, как рисунок и живопись. Вначале изучение композиции сводилось лишь к сочинению картины на библейские, мифологические, позже на сказочные и свободные темы. Отставание композиции как учебного предмета связано с тем, что сочинение произведений искусства признавалось долгое время делом сугубо индивидуальным и весьма сложным, доступным ограниченному кругу учеников. Художники-педагоги считали, что их главная задача — научить рисовать и писать красками, и как итог обучения предлагали ученикам сочинить эскиз, а на основе его и картину. Конечно, исходя из своего личного творческого опыта, педагоги давали выпускникам школы какие-то общие указания, но все же создание картины не выделялось четко в специальный предмет. Более позднее формирование композиции как самостоятельной учебной дисциплины обусловлено так же и тем, что процесс сочинения, создания произведения действительно очень сложен, он представляет собой своего рода творческий феномен; явление во многом интуитивное, трудно поддающееся изучению.

В настоящее время композиция как учебный предмет находится в стадии становления и развития. Это связано с тем, что нет научного обоснования учебного предмета «композиция», в том числе его теоретической части. А это, в свою очередь, зависит в целом от степени разработанности теории композиции как науки.

Недооценка, а порой и отрицание необходимости композиции как учебного предмета, особенно в период формирования советской художественной школы (20 — 30-е годы), тормозили творческое развитие молодых художников. Нередко и сейчас встречаются педагоги, считающие главным в творчестве интуитивное начало, «озарение». Однако практика доказала необходимость обучения композиционным навыкам как начинающих художников, так и преподавателей изобразительного искусства.

Курс композиции включен в учебные планы всех художественных училищ и институтов. Выпускники художественно-педагогических средних и высших учебных заведений получают одновременно подготовку и как художники, и как преподаватели изобразительного искусства. Наряду со специальными дисциплинами, обеспечивающими их художественно-профессиональную подготовку (рисунок, живопись, композиция, история искусств), они изучают методику обучения основам изобразительного искусства, в том числе и методику обучения композиции.

Композиция как учебный предмет ставит своей целью: обучение, воспитание студентов в области композиции в изобразительном искусстве, развитие их творческих способностей, повышение познавательной активности.

Достижение этой цели учебного предмета «Композиция» предусматривается через решение ряда учебно-воспитательных задач студентами под руководством преподавателей.

Основными задачами учебного предмета «Композиция» являются:

1.           Формирование у студентов коммунистического мировоззрения и общественных идейных устремлений.

2.            Эстетическое воспитание студентов, воспитание художественно-эстетической культуры и художественного вкуса.

3.            Развитие у студентов таких художественных способностей, как:

а)            образное (художественное) мышление;

б)           творческое воображение;

в)            зрительная память.

4.            Изучение студентами процессов создания произведений изобразительного искусства в историческом их развитии в связи с анализом композиционных построений.

5.            Приобретение студентами умений и навыков анализа произведений искусства в аспекте композиционных решений и развитие их в практике анализа результатов своего самостоятельного творчества.

6.            Изучение студентами истории развития композиции как учебного предмета и методов ее преподавания.

7.            Изучение студентами теоретических основ композиции в историческом их развитии и во взаимосвязи с развитием практики создания произведений искусства.

8.            Развитие у студентов художественной наблюдательности, что предполагает:

а)            научить студентов проводить специальные целенаправленные идейно-художественные наблюдения окружающей действительности с позиций художника;

б)           научить творчески отбирать жизненные впечатления, обогащать память и правдиво, образно отображать эти впечатления

в творчестве;

в)            научить студентов выполнять композиционные наброски,

зарисовки и этюды, проводя при этом работу по художественному наблюдению, ведя поиски и подмечая в натуре «драгоценные

зерна», моменты образности и создавая композиционные работы

с натуры.

9.            Научить студентов создавать (сочинять, разрабатывать)

композиции, несущие в своем содержании образное начало.

10.          Овладение студентами основами творческого, в том числе и композиционного, мастерства; умелое использование и дальнейшее развитие умений и навыков в этом направлении в учебно-творческой и самостоятельной творческой работе".

11.          Подготовка студентов, будущих художников-педагогов, к самостоятельной творческой и педагогической работе в области композиции.

В соответствии с целями и задачами учебного предмета «Композиция» разработано и его содержание, которое отражено в учебной программе1. Содержание учебного предмета «Компози¬ция» состоит из творческой и практической частей.

В начале каждого семестра, как правило, читаются лекции. Они служат введением в темы и теоретической подготовкой для практических занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студентов к педагогической деятельности в школе.

Лекционный курс состоит из трех разделов. В содержание первого входят вводные лекции по общим теоретическим вопросам композиции, где рассматриваются основные ее закономерности, общие для всех видов и жанров изобразительного искусства. Эти лекции читаются на первом курсе в начале первого семестра.

В лекциях второго раздела рассматриваются специфические проблемы композиции по видам и жанрам изобразительного искусства. Известно, что каждый жанр изобразительного искусства — натюрморт, пейзаж, портрет и др. — характеризуется определенным комплексом общих и внутрижанровых закономерностей, правил и приемов, проявляющихся именно через композицию произведения искусства.

После завершения лекций о композиционных особенностях в разных видах и жанрах изобразительного искусства, в конце четвертого курса, читается еще одна очень важная лекция на тему «Методика творческого поиска и специфика дипломных работ на художественно-графических факультетах». В ней раскрываются вопросы методики работы над произведением реалистического искусства и особенности выполнения дипломных работ на художественно-графических факультетах. Такая лекция необходима в период, когда студенты приступают к выбору тематики дипломных работ по профилю изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Практика современного преподавания композиции показывает, что студенты первого курса сложные вопросы теории композиции при изучении вводного цикла усваивают недостаточно четко и глубоко. Исходя из этого,1 в третьем разделе в центр лекционного «Обобщающего курса по теории композиции» выдвигаются такие вопросы, как «Теория композиции как наука»,

«Общая характеристика основных аспектов и направлений анализа и изучения композиции произведений изобразительного искусства», «Особенности создания, строения и восприятия художественного образа», «Различие композиций. Виды композиций», «Основные законы и категории композиции». Эти лекции читаются на пятом курсе в течение девятого семестра. Раскрытие этих проблем на новом, более высоком теоретическом уровне, при большем запасе знаний у студентов по общественно-политическим и эстетико-искусствоведческим наукам является весьма целесообразным, так как повышает идейно-эстетические критерии в анализе и оценке композиции произведения искусства.

Для успешного усвоения теории по курсу композиции большое значение имеют семинары.

Назначение семинара — углубленное изучение теоретического материала данного предмета. Задача семинара—приучать студентов самостоятельно работать над литературой по специальности, формировать их активное отношение к теории и практике изучаемого предмета, прививать навыки научного мышления' и понимания тенденций развития рассматриваемой учебной дисциплины.

Форма   проведения   семинара   может     быть   следующей:

—           свободная форма в виде беседы или выступления студентов, без предварительного распределения тематики;

—           реферативная форма, при которой заранее из числа студентов назначаются докладчики и содокладчики, представляющие на обсуждение свои рефераты;

—           смешанная форма, сочетающая обсуждение докладов и свободное выступление как по тематике докладов, так и по вопросам, соприкасающимся с этой тематикой.

Доклады и выступления на семинарских занятиях ставят задачей углубление и расширение знаний студентов с непременным учетом специфики их профессиональной подготовки. Необходимо также ориентировать студентов на то, чтобы их доклады имели обоснование, характер доказательности, четкую логику и в рассуждениях и в выводах, освещали достижения теории и практики композиции, а также возникающие новые, еще не решенные проблемы.

Теоретические основы композиции, в том числе основные законы, правила, приемы и средства, усваиваются студентами не только на лекциях и семинарах, но и на практических занятиях. Теоретические вопросы композиции, понятые и закрепленные в процессе приобретения практических навыков, крайне необходимы студентам — будущим преподавателям изобразительного искусства, поскольку они должны не только учить детей рисовать и писать красками, но и развивать у них творческие способности, воспитывать их эстетически.

Практическая часть содержания предмета ставит своей целью привить студентам навыки творческой работы, обучить их наблюдению жизни, нахождению в ней существенного, типичного, достойного отражения в искусстве, выражению идейного замысла произведения изобразительными средствами. Воспитание умения последовательно работать над произведением от эскиза-заявки -до его завершения, над воплощением идеи и темы требует постоянного наблюдения, изучения действительности (посредством набросков, зарисовок, этюдов). Именно большой запас впечатлений, систематические зарисовки, наброски, этюды будут тем материалом, который позволит студентам глубоко и серьезно заняться разработкой сюжетов, мотивов, найденных в результате наблюдений жизни.

Каждая тема программы реализуется через две основные формы работы — аудиторную и домашнюю.

Аудиторные занятия отводятся в основном:

—           упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного активного отношения к каждому выделяемому, из сложной структуры композиции свойству, средству, правилу, приему, закономерности. При этом особо подчеркивается, что все художественные средства построения художественного произведения, все закономерности и приемы выражения композиционного центра, ритма, равновесия, статики и динамики, тона, цвета, колорита не являются самоцелью, а служат наиболее яркому выражению идейного содержания произведения;

—           установкам на разработку эскизов домашних заданий (раскрытие целей, задач и содержания практических заданий);

—           устному, письменному и изобразительному анализу композиционной структуры характерных и лучших произведений классического и современного искусства; при этом необходимо логично и последовательно утверждать идеалы реалистического искусства, в котором изобразительные и выразительные средства всегда обусловлены образным строем и гуманистическим отношением к действительности;

—           беседам по углублению теоретического материала;

—           анализу текущих аудиторных и домашних работ с соответствующим объяснением ошибок и возможных причин их появления;

—           выработке практических навыков в работе над композицией: формированию идеи, разработке темы, сюжета, сюжетной ситуации, решению сюжета по задуманной или заданной теме и выражению ее в конструктивно-пластической форме эскиза, поиску цветового и колористического решения, разработке картона (законченного подготовительного рисунка композиции в натуральную величину изображения); созданию законченного композиционного эскиза;

—           экскурсиям в художественные музеи и на выставки.

Практические аудиторные занятия проводятся по схеме:

а)  вводная   беседа   и   постановка   задания;   б)   выполнение

практического задания; в) обсуждение и подведение итогов работы.

В течение периода обучения студенты выполняют практические домашние задания по композиции.

Практическая работа студентов над композиционным заданием в домашних условиях имеет многообразные формы. Назовем для примера формы, наиболее часто применяемые в учебной и творческой деятельности:

а)            работа над эскизами композиции;

б)           наблюдение окружающей жизни в связи с темой практического задания;

в)            выполнение набросков, зарисовок и этюдов к теме задания;

г)            упражнения на развитие композиционного мышления (колористического чувства цвета, композиционной целостности

и т. д.);

д)           освоение нового материала для разработки композиционного задания;

е)           изучение быта и характера героев эпохи по литературным и музейным источникам (книги, костюмы, произведения

искусства и т. д.).

На первом этапе в качестве практических домашних заданий студенты выполняют композицию натюрморта. Это связано, во-первых, с тем, что учебные задания по композиции в этом случае совпадают по программе с выполнением академических заданий по рисунку и живописи. А это создает благоприятные возможности для успешного овладения учебно-методическими задачами курса композиции и задачами названных дисциплин. Во-вторых, на примере жанра натюрморта студентам легче усвоить методику творческого поиска, овладеть начальными знаниями и умениями в области композиции.

На втором этапе идет работа над интерьером, экстерьером, городским (индустриальным) и сельским пейзажем, что особенно важно для обогащения представлений о многообразии композиционных возможностей организации изобразительного материала при подготовке студентов к летней практике по изобразительному искусству (пленэру). Работа над натюрмортом интерьером, пейзажем, а также иллюстрацией важна для подготовки студентов к педагогической деятельности в школе. Овладение знаниями и умениями по композиции в этих жанрах подготавливает студентов к решению композиционных задач портрета, тематической картины, монументальной живописи.

Читайте также
Уроки композиции
Учимся фоткать как профи "Уроки фотосъемок"!
Уроки композиции
Учимся фотографировать как профессионалы "Профессия фотограф"!
Уроки композиции
Композиция прочно вошла в нашу жизнь!Она нужна нам!
Уроки композиции
Что такое композиция в искусстве- Как на практике применить композицию?
Уроки композиции
Основное в композиции и зачем нам с вами композиция?
Уроки композиции
Рисуем натюрморт - Выбираем композицию основные правила!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.