Развлекательно-Познавательный
Блог!

Учимся фотографировать как профессионалы "Профессия фотограф"!

Просмотров: 60495
Комментарии (0)
Считаешь это интересным? Тогда, поделитесь с друзьями!

Как научиться правильно и как профессионалы фотографировать при рассеянном освещении?

Не всегда светит солнце, часто бывает пасмурно, идет дождь или снег, опускается на землю туман, наступают сумерки. Солнце в это время находится за более или менее плотным слоем облаков, а в сумерки скрывается за горизонтом. Во всех перечисленных случаях освещение — рассеянное и единственным источником света оказывается отраженный небесной сферой,   рассеявшийся   в  атмосфере солнечный свет.

Существует несколько противоречивых оценок рассеянного освещения. Так, одни считают рассеянный свет единственно удобным для фотосъемки. Другие, наоборот, отрицают изобразительные возможности пасмурной погоды, соглашаясь с тем, что техника фотографирования в этом случае заметно облегчается. Обычно фотографы тщательно избегают высоких контрастов солнечного освещения, стараясь производить съемку человека или групп в тени деревьев.

Опыт фотографии свидетельствует, что умелое использование рассеянного освещения создает возможности получения интересных, выразительных фотоснимков.

Рассеянное освещение характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, это малоконтрастное освещение, не образующее резких и глубоких теней на объекте. Рассеянный свет равномерно освещает предметы со всех сторон, не имея выраженного преимущественного направления. Все это приводит к тому, что объект на снимке изображается в собственном, ему присущем цвете или черно-белой тональности с передачей естественного объема и формы, не подчеркнутых направленным светом. Не следует думать, что это и  есть идеальный случай  съемки, когда объект на фотографии такой, каков он есть в действительности. Это справедливо лишь для решения задачи протокольной фиксации снимаемого. Внести же свое отношение к изображаемому, свое художественное видение материала, выделить светом главное на снимке и затенить второстепенные детали, подчеркнуть формы и объемы, передать динамику при рассеянном освещении значительно труднее, чем при направленном солнечном, которое богаче, шире по изобразительным возможностям.

Однако рассеянное освещение обладает и большими преимуществами. Во-первых, оно не создает высоких контрастов, что значительно облегчает технику фотографирования.

Во-вторых, рассеянное освещение очень постоянно и почти не подвержено изменению по направленности в течение дня.

С изменением плотности облачного покрова в первую очередь изменяется количество рассеянного света, общий уровень освещенности. Главное значение при этом имеет не время дня, а плотность и характер облаков. Так днем в пасмурную погоду может оказаться меньше света, чем, например, вечером, из-за изменившейся облачности.

В-третьих, объект съемки освещен со всех сторон, что во многом облегчает выбор точки съемки. Однако надо помнить, что какой-нибудь участок облачного неба может быть несколько светлее других. Поэтому нужно располагать объект по преобладающему направлению рассеянного света, особенно при портретной съемке, когда мягкий, слегка заметный рисунок света хорошо передает форму и объемы лица.

Из различных видов рассеянного освещения следует особо выделить направленно-рассеянное, когда солнце находится за тонким слоем прозрачных белых облаков. Рисунок светотени при этом получается мягким, а контрасты небольшими, хорошо воспроизводимыми как черно-белыми, так и цвето-фотографическими материалами. Эти условия освещения вообще следует признать весьма благоприятными для фотографирования, особенно для портретной съемки. Контрасты света и тени в этом случае не превышают интервала яркостей деталей объекта 1:2,   1:4.

 

Направленно рассеянное освещение является наилучшим для цветной съемки, когда ставится задача воспроизвести цвет предметов без существенных искажений.

Частным случаем съемки при рассеянном освещении является фотографирование в дождь, в туман, в вечернее и утреннее сумеречное время.

Рассмотрим условия съемки при рассеянном освещении применительно   к фотографической   практике.

Если передача на снимке объемов, формы и фактуры объектов при их съемке в солнечную погоду во многом зависит от освещения, то при съемке в пасмурную погоду главную роль для решения тех же задач играет выбор тональности или цветности объекта съемки. Чтобы придать изображению, снятому при рассеянном освещении необходимую глубину, надо предварительно поработать над организацией тональностей первого плана и фона, которые не должны сливаться в монотонную массу.

Например, темный передний план и высветление в глубине создают на снимке иллюзию пространственной протяженности объекта. Хорошо подчеркивает пространство воздушная дымка или туман, которые прекрасно воспроизводятся на фотографии.

При съемке в условиях рассеянного освещения полезно включать в кадр темные и светлые, блестящие, глянцевые фактуры — они оживляют снимок и несколько увеличивают контраст изображения. Таким образом, выбор тональностей или цвета предметов съемки и их композиционное размещение на снимке составляют важную закономерность съемки при рассеянном освещении, помогают выразительнее передать сюжет.

Не следует думать, что рассеянное освещение полностью исключает возможность отражательной подсветки. Так например, если при портретной съемке поместить щитогражатель, оклеенный блестящей фольгой, вблизи лица, то подсвет не даст видимой подсветки, а его яркий, белый экран, отразясь в поверхности глаз, высветлит их на  фотоснимке.

Хорошие результаты можно получить при работе с лампами-вспышками, которые помогают (при достаточной   интенсивности)   подсветить предметы,  нахолящиеся у аппарата на первом плане, отделив их от фона, так как фон получится более темным, чем первый план. Экспозиция в этом случае устанавливается по яркости вспышки лампы.

Случай малого (по количеству) рассеянного освещения мы относим к сумеркам.

Сумерки — весьма специфическое явление природы, в это время естественная освещенность быстро и непрерывно изменяется. Поэтому при съемке в сумерках необходимо проявлять достаточную оперативность.

Интересно заметить, что сумерки тем продолжительнее, чем плотнее облачность. Наиболее короткие сумерки бывают на юге при безоблачном небе. На севере, особенно в летнее время, сумерки продолжительнее южных, например знаменитые ленинградские «белые ночи» или же полярные сумерки, продолжающиеся всю ночь.


До появления ламп-вспышек в сумерки можно было снимать лишь силуэты фигур и предметов на фоне вечернего или рассветного неба. Теперь лампой-вспышкой нетрудно высветить объекты, находящиеся на первом плане.

Нужно помнить, что глаз человека и фотопленка «видят» одно и то же количество света по-разному. Даже очень светочувствительная пленка «видит» свет много слабее, чем наш глаз, легко приспосабливающийся, адаптирующийся даже к самому ничтожному количеству света. Фотографируя в сумерках, когда еще сравнительно светло для глаза, на снимке можно получать эффект вечера или ночи.

Для этой цели экспозиция устанавливается по интенсивности лампы-вспышки, освещающей предметы, находящиеся вблизи аппарата, а фон в это же время получается вследствие недодержки притемненным, «ночным» или «вечерним».

Съемка на натуре в сумерках сопряжена с известными трудностями, поэтому необходима очень тщательная предварительная подготовка к съемке. Перед началом работы нужно провести пробные съемки для того, чтобы заранее установить необходимый уровень освещенности фона, достаточный для получения желаемого эффекта вечера или ночи . Экспозиция, как было сказано, устанавливается по яркости, создаваемой лампой-вспышкой на предметах первого плана. Подготовительная пробная съемка проводится несколько раз в различное время сумерек, с одной и той же экспозицией по мере потемнения фона. После каждой пробной съемки (нужно сделать три-четыре пробных снимка) обязательно замеряется яркость натурного фона в направлении съемки и зенита неба. По проявленным пробам определяется необходимая яркость фона, соответствующая нужному эффекту вечера или ночи на снимке. Полученные в результате замеров фотоэлектрическим экспонометром данные пригодны для съемки в сумерках в любую погоду. Съемка на иной по чувствительности пленке требует несложных пересчетов по калькулятору экспонометра, но отнюдь не повторных пробных съемок.

Фотографирование во время дождя и тумана несколько отличается от съемки при рассеянном освещении. В это время воздух насыщен либо крупными водяными каплями, либо мельчайшими частицами влаги. Это способствует созданию в изображении на снимке тональной (или воздушной) перспективы, характеризующейся тем, что отчетливость контуров и формы предметов по мере удаления их от аппарата уменьшается, цвета блекнут, становясь менее насыщенными. Воздушная среда помогает передаче на снимке пространства, хорошо отделяет предметы и фигуры первого плана от фона.


Условия съемки во время дождя и тумана неодинаковы. Так, на снимках при дожде воспроизводятся мокрые, блестящие фактуры, на снимках во время тумана наблюдается лишь снижение контрастов и выбеливание предметов по мере их удаления от аппарата. В дождь снижение контрастов происходит несколько меньше, чем при тумане, за счет появления бликующих мокрых поверхностей.

Съемка в тумане требует контрастных негативных материалов, точного определения экспозиции и безукоризненного проведения негативно-позитивного процесса. Хорошие результаты при съемке в тумане дает включение в объект темных фактур, которые, будучи расположенными на первом плане, подчеркивают глубину снимка   и пространство,   заполненное туманом.

Следует помнить, что просвеченные солнцем туман или дождь кажутся более интенсивными.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.